Нашли ошибку? Сообщите о ней: 1) Выделите ошибку мышкой 2) Нажмите CTRL+Enter  . Подробнее...
Денис Никитин аватар

Case-study, кейсовое обучение методом ситуаций

В школах и институтах используют в основном академический способ преподавания материала - уроки и лекции.

В Американских университетах более 100 лет для обучения широко применяют совершенно другой метод, case-study, кейс-стади. Он же обучение методом ситуаций. Девиз кейс-метода:

"Чтобы научится водить машину, вам не нужно слушать многочасовые лекции об устройстве двигателя внутреннего сгорания. Все, что нужно, это машина и хороший инструктор."

В кейс-методе ученикам предлагается какая-то ситуация. Они должны обсудить ее и самостоятельно найти выход. Причем правильных решений может быть много. Преподаватель практически не вмешивается в процесс поиска решения, его даже не видно:

case-study, обучение методом ситуаций или прецедентов

"Кейс" это один или несколько листочков текста, в которых описывается ситуация и формулируется задача: что должны добиться студенты в результате обсуждения.

На одну теоретическую лекцию в американском университете может приходится до 9 занятий-кейсов.

Проходит кейсовое обучение гораздо веселее и свободнее, чем дрема на лекциях. Если лекцию можно прослушать и ничего не понять, то кейс неизбежно вовлекает студента в ситуацию и учит его. Чем слушать чужой опыт лучше получить его самому.

Передача "Что? Где? Когда?" типичный пример обучения через кейсы. Есть задача, знатоки пытаются вместе найти ее решение.

 

Кейсовое обучение в фиалковой Школе

Обучение в ШколеПора отказаться от длинных академических статей наподобие следующей:

"Правитель немецкой Восточной Африки барон Вальтер фон Сен-Поль обнаружил в районе Узамбарских гор неизвестное растение. Открыватель описал свою встречу такими словами: "Цветок рос в расщелине прямо на обомшелом камне. Он словно светился бледно-голубым светом в чаше из десяти темных сочного цвета листьев, а в середине его горел ярко-желтый огонек. Формой и цветом лепестков цветок напоминал нашу фиалку, но был гораздо нежнее".

В честь открывателя цветок получил название сенполия. А название узамбарская фиалка было получено от названий гор, где был обнаружен цветок. И также за сходство его формы с цветком обыкновенной душистой фиалки."

(Вы еще не заснули?)

Нужно все обучение строить как обучение конкретным ситуациям, которые встречаются в жизни каждой фиалководки. В кейсе формулируются задача, даются ссылки, но нет решения. Его ученицы должны найти самостоятельно.

 

Фиалковый "кейс"

Это страница, на которой есть:

  • Заголовок
  • Краткое описание проблем, решаемых в кейсе
  • Ссылки на некоторые статьи, которые могут помочь в решении
  • Контрольное задание. В нем прописывается, в каком виде ученица должна предоставить отчет

Фиалковый кейс может создать любая более-менее опытная фиалководка. Если она сталкивалась с какой-то проблемой, то в обычной статье она пишет решение этой проблемы. А в кейсе она ставит эту проблему, дает ссылки, но найти решение проблемы оставляет за ученицами.

 

Выбор кейсов

За один год обучения в фиалковой Школе студентки будут проходить до 100 кейсов, по 2 кейса в неделю.

20-30 из них входят в список обязательных кейсов. Остальные 70-80 кейсов студентки выбирают самостоятельно, исходя из своих предпочтений.

Кейсов в фиалковой Школе должно быть много, сотни. Каждая опытная фиалководка старается писать свои кейсы, привлекательные для учениц.

 

Совместное прохождение кейса

На сайте ученицы приходят в любое время года. Сложно собрать группу которая одновременно будет вместе обсуждать кейс.

На первых порах все отчеты о сделанной работе по какому-то кейсу будут собираться на одной странице. Последущие студентки смогут перед началом решения проблемы просмотреть отчеты своих предшественниц. Это поможет им пройти дальше в решении проблемы. В своих отчетах по "кейсам" студентки указывают все подходящие ссылки, которые им удалось найти.

Получится, что предыдущие поколения студенток сквозь время и расстояния будут обучать следующие поколения.

А опытные коллекционеры лишь берут типичные ситуации из своего практического опыта и оформляют их как кейс. В зависимости от актуальности кейса сообщество Fialki.ru может признать его обязательным или факультативным.

 

Преимущества кейсового обучения

Кейсовое обучение избавляет преподавателей тратить массу времени на индивидуальное обучение. Не нужно даже писать статьи. Достаточно только написать очередной "кейс", посвященный какой-то задаче. Такой кейс будет работать годами и собирать вокруг себя отчеты студенток.

Прочитывая отчеты студенток по кейсу, его автор время от времени подправляет его в нужную сторону. Добавляет удачные ссылки, немного по другому ставит задачу и т.д.

На форумах начинающий задает случайный вопрос и опытные коллекционеры тратят свою драгоценную энергию, чтобы ответить на него. Но один начинающий может задать столько вопросов, что десяток коллекционеров год будут отвечать на них. У меня сердце обливается кровью, когда я вижу как опытные коллекционеры неэффективно тратят свое время на форуме, отвечая на частные вопросы начинающих. 

Гораздо более правильнее, когда опытный коллекционер через кейс формулирует свой вопрос, исходя из богатого опыта и дает направления, где искать ответ. А десятки начинающих ищут ответы на его вопрос. 

Кейсовое обучение возвращает обучение с головы на ноги. Опытные коллекционеры не должны все разжевывать и класть в рот начинающим в виде готовых статей (лекций). Начинающие не желторотые птенцы, а взрослые люди, с обязательным школьным и часто с высшим образованием. Если начинающие фиалководки не хотят учится сами, то нет смысла их учить.

Опытные фиалководки должны только тратить время на написание кейсов. Начинающие же:

  • ищут ответ самостоятельно
  • своими отчетами облегчают поиск ответов последующим поколениям начинающих
  • позже начинают создавать свои кейсы

Поделитесь статьей: