Красота всегда окружает нас со всех сторон, нужно только чаще смотреть по сторонам. В этой теме хочу рассказать вам, как красиво можно сложить кусочки стекла разного цвета - витражи.
Свой рассказ мне логичнее всего было бы начать с истории витража, но это займет много времени. И если кому интересно узнать об истории, пройдите пожалуйста по этой ссылке [2].
Я же хочу рассказать о том, как работаем мы, в нашей витражной мастерской.
Для начала расскажу о нашем персонале. Наш шеф - девушка. Окончила Строгановку с красным дипломом без всякого блата. Она же и художник. Вся художественная часть на ней, за 10 лет существования нашей мастерской художника со стороны так и не было. Её муж так же окончил это заведение. Два человека были "украдены" с хрустального завода города Гусь-Хрустальный, которые работают в фацетном цехе. Делают изумительный ручной фацет. Я же работаю непосредственно на сборке, это чистая мастерская без грязи и сырости. Я не оканчивал никаких специальных заведений. Пришел в этот бизнес из другой профессии, до этого я был путейским рабочим на ж/д станции в городе Лыткарино, где жил с родителями.
Сначала немного о технологии изготовления. Я про все методы и способы буду рассказывать, потому как в нашей мастерской делают всё что захотите, и мы не отказываемся ни от какой работы.
Вообще, существуют три вида сборки витражей. Ещё раз говорю, что рассказываю о настоящих витражах, а не о стекле с наклеенной на него пленкой с рисунком. Это совсем не витраж, ещё бывает имитация витража где роль протяжки (профиля) играет так же наклеенная сверху узкая лента, которая как бы разделяет детали. На самом деле стекло там тоже цельное и на него все элементы тоже наклеиваются сверху. Это тоже не витраж.
Теперь о самих видах сборки.
Начну со сборки на свинцовом профиле.
Это очень старый способ сборки, с которого всё и началось. В старые времена не было такого количества приспособлений и обрабатывающего оборудования для стекла, поэтому все детали вырезались видимо каким-то примитивным инструментом, потому, что при работе с реставрацией видно, все стекла по краям не обточены ничем, и их как-будто ломали по краю. Так вот, такие детали и вставлялись в свинцовый профиль.
Профиль был очень мягкий и податливый на изгиб, его можно гнуть руками, поэтому все огрехи стекла легко можно было спрятать внутри него. Стекло в профиль просто вставлялось и ничем не клеилось. Надо сказать, что витражи и клей совсем не друзья. В настоящих витражах не используют клей как таковой. Он есть на пленке, но об этом ниже.
Дальше профиль паялся между собой оловянным припоем. Всё это дело нужно контролировать, иначе при большой температуре можно прожечь профиль до дырки. Этот метод сборки считается самым непрактичным, ибо на солнце такие витражи быстро "плывут" от нагрева, теряя свою форму. Поэтому их сразу помещают между двух стекол, чтобы они не свисали пузырём.
Не смотря на это, все готические витражи, а это просто огромные окна, собраны именно на свинце. В этой технике обязательно присутствовала роспись, то есть каждое стекло ещё и расписывали так, что витраж походил на картину. Краски применялись специальные, после прорисовки деталь помещалась в печь и краска там запекалась при высоких температурах.
Второй способ - сборка витража на пленке (ленте) в стиле тиффани.
Небольшое отступление: Луис Комфорт Тиффани - американский художник, дизайнер и бизнесмен, изобретатель способа сборки витражей в конце 19 и в начале 20 столетия, использовал для скрепления отдельных деталей витража медную ленту, лидер стиля "модерн". Также, первым стал изготавливать цветное стекло, окрашенное особыми реактивами.
Уже в наше время появилась медная лента с клеем на одной стороне. Каждое стекло по торцу оборачивается такой лентой (стороной с клеем к стеклу).
Вот так она приглаживается по обеим сторонам каждой детали, потом детали (уже вырезанные по эскизу и обернутые) раскладываются на эскизе, и спаиваются паяльником оловянным припоем.
Лента по ширине бывает разная, что дает возможность изменять ширину самого шва в витраже.
Лента бывает медная, из светлого металла (на упаковке написано серебро, но это условно), и ещё сейчас сделали латунную. Для чего всё это, такое разнообразие, спросите вы. В витражах используют не только цветное стекло, но и прозрачное. И в этом случае лента может светить своей обратной стороной через прозрачное стекло и диссонировать с цветом окружающих элементов. Поэтому, если фурнитура вокруг медная, лента берется медная, если латунь - соответственно латунь, если стиль хай-тек, где всё основано на стекле и металле - то серебро. Теперь вы скажите КЛЕЙ. Поверьте, клей там настолько условен, что теряет свои свойства после пайки, и нужен только для того, чтоб удержать ленту на торце стекла до этой процедуры. Вот так выглядит ещё не законченное изделие, все основные детали обёрнуты в ленту и ждут, когда будет готов фон.
На этом витраже так же видно ещё одно новшество, которое начали использовать мы - это алмазная грань. Листья с графикой являются двухслойными. Их спекали в печи из двух слоев стекла. Как раз на верхнем слое алмазными колесиками нанесена грань, что очень напоминает прожилки. Нижнее стекло специально вырезается немного больше верхнего, чтобы можно было положить медную ленту. Кондуктор всегда делается из алюминиевого уголка на саморезах, чтобы ничего не убегало в процессе сборки. Здесь мы видим так же ручной фацет, в таким виде они (детали) называются пирамидки.
Третий способ сборки - сборка на профиле. Профиль так же имеет разную форму.
Для его производства используют цветные металлы толщиной 0.25 - 0.5мм. Используют медь, латунь, нейзильбер (серебро), а так же ещё бронзу. Профиль делится на два вида по сути - внутренний и краевой. Краевой используют по краю витража, он позволяет витражу встать в проём (дверь, рама окна, рама в нише стены и т.д.) Такой профиль имеет ногу, которая уходит под деревянный штапик, и с помощью неё витраж в проёме держится. Внутренний служит для крепления деталей непосредственно внутри витража, он не имеет ноги и всегда равнобокий.
Весь профиль изготовляется исключительно на станках собственной сборки в различных мастерских Москвы. Их на данный момент осталось (после всех кризисов) всего две. Не буду вдаваться в процесс изготовления.
Нужно ещё заметить, что профиль не всегда устраивает своим блеском, тогда его просто тонируют патиной, которую можно купить как в спец магазине, так и у отдельных изготовителей. Это химический медьсодержащий раствор. После тонировки металл напоминает состаренную временем конструкцию. Профиль в местах стыков просто спаивается. Места стыков зачищают от лишнего олова и полируются, после чего стык выглядит так же как и весь отполированный витраж. Профиль так же можно катать в вальцах для предания ему изгиба по кругу. Для круглых элементов и элементов, содержащих любой радиус. Сборка на латуни считается наиболее практичной, ведь такой витраж может простоять не один десяток лет.
Для того, чтоб стекла внутри такого витража не гремели, используют силикон, либо, по условию заказчика можно повторить старинную затирку, которой пользовались ещё в начале столетия. Она замешивается на основе олифы...хотя, это секрет. Секреты не светим. Все швы замазывают этой замазкой с помощью резинового шпателя, спустя сутки можно уже такой витраж мыть.
Теперь о стекле хочу немного сказать.
Стекло используется цветное американского и китайского производства. Очень огромная палитра. Не буду перечислять фирмы. Стекло не красят сверху, как думают многие, а колер замешан на стадии плавления и находится в массе. Такое стекло не выцветает, оно вечно. Так же используется наше стекло. Оно просто прозрачное разных цветов. Изготовляется на стекольном заводе близ города Брянск. Такое стекло идёт обычно для спекания, потому как само по себе не представляет художественной ценности.
Спекание, или фьюзинг - спеченные в печи несколько слоёв стекла (обычно два) для предания некоего объёма. В витражах с большими фацетными стеклами используют стекло, на котором фацет делает машина. Вырезанные детали загружают на ленту, и на выходе мы уже имеем детали с фацетом.
На этом фото видно большое зеркало с фацетом. Фацет - это срезанный под углом бортик на стекле:
Просто такая машина не берет мелкие детали, поэтому мы их делаем вручную. Это алмазный инструмент, полирит и всё такое. Не буду заострять на этом внимание. Опять же, для реставрации мы использовали старое оконное стекло, которое имеет желтовато-болотный оттенок, а не голубой, или зеленый как современные стекла. Даже царапины мы полировали не все, чтоб осталось на таком стекле время.
Ещё немного о станках, на которых мы изготовляем и подгоняем детали. Основным станком является у нас маленький станочек. Называется он Кристалл. Это не наше оборудование. В нашей стране такого вообще не делают. Выглядит он вот так:
А так на нём обтачиваются детали:
Алмазная головка снимает кромку на нужную нам глубину.
Так же есть станки с планами (алмазными шайбами), на которых можно обрабатывать большие детали, на них можно как снимать кромку, так и обрабатывать большие плоскости.
Например, обдирать стекло под фацет. Шайбы имеют разную фракцию алмаза, меняя шайбы от грубой до мелкой, мы доходим до операции полировка. После чего на выходе уже получаем полированное стекло.
Ну, теперь я уже буду переходить к самим витражам, наверное.
Рассказывать буду в первую очередь о реставрации, потому как именно там есть своя история, которая ещё более интересная, чем всё выше написанное. Начну с дома 23 по улице Арбат. Делали мы этот заказ уже давно, но такие проекты случаются довольно редко. Большой объем реставрации не только внутри помещения, но в него вошли ещё и окна. Знаменит он не только этим, на первом этаже находится магазин Алтын, знаменитый своим "золотым" скандалом. Фото этого дома мы увидим ниже.
Я снимал весь процесс от начала до конечного результата. Витражи были найдены на помойке во дворе этого дома, видимо, строители всё крушили и выбросили как старьё. Мы называем это просто - антиквариат. Витражи стояли с тех пор, когда был построен дом, ещё наверное до революции (на нашем сайте представлена информация - 1903 год). Потом пришла Советская Власть, отобрала всё незаконно-нажитое и переделала всё под коммуналки. Рабочему классу было не до прекрасного, пытались построить коммунизм, поэтому витражи попросту закрашивались полностью краской.
Следы таковой мы как раз и наблюдаем на стекле. Ничего не пытались сохранить, нещадно били, и дыры заделывали просто фанерой. Фанера как раз вот под бумагой была.
На данный момент всё отреставрировано, были сохранены все целые стекла и весь металл. Металл полировался. Недостающие стекла делались вручную на нашем оборудовании и опять же из старого стекла, которое было взято в том же доме. Оно, толщиной в 7 мм, почему-то стояло там в окнах. Нужно было именно старое, потому как оно имеет болотный оттенок, а современные зеленые, или голубые. Стекла цементировались в протяжках специально замазкой на основе краски и гипса, опять же по старой технологии. Сейчас просто пользуются силиконом.
Теперь можно увидеть что было, и что стало:
Тут я не удержался и снял витраж. На самом деле он ещё не совсем был готов, не было припаяно ухо по краю (это лента из латуни) для крепления витража в двери.
Двери были не только с таким рисунком. Ещё были с трилистником:
В полуроспуске цветочек. Тут видно и протяжку, гнутую по радиусу, и фацетное стекло прозрачное. Такая форма считается очень сложной в изготовлении фацета. Здесь уже готовый витраж.
Теперь по окнам этого дома. В окнах тоже стояли витражные вставки, но за сто лет профиль потерял свои свойства, осыпалась замазка и окна стали пропускать и воду, и холодный воздух. Пришлось и их переделать. Теперь они выглядят вот так:
Вот так теперь выглядят окна этого дома:
Ну, на этом я наверное закончу свой рассказ.
Хочу сказать спасибо всем:
- жене, которая дала мне несколько вечеров для написания этой статьи
- шефу, которая разрешила мне выкладывать фотографии
- сыну, который спал когда я писал
- сайту http://www.radikal.ru/ [3] , который оперативно загружал фотографии
- и модератору, которая покажет всем мои труды.
Теперь хочу представить уже наш сайт, где можно увидеть все представленные здесь работы:
P.S. Вообще-то хотелось ещё фоток повыкладывать, но кажется уже и так много получилось. Приятного всем просмотра, заходите, любуйтесь красотой. На вопросы отвечу всем.
И чуть не забыл! Это я, какая-то старая фотография.
Часть материалов взята мной отсюда для моего канала на Яндекс Дзен