Меню

Средне-серый фон для съемки фиалок

Нашли ошибку? Сообщите о ней: 1) Выделите ошибку мышкой 2) Нажмите CTRL+Enter. Подробнее...

Денис Никитин аватар
Рубрика блога: 

Miata Irina пишет:

"Вот пока только сомнения берут по поводу фона. Во-первый, где взять серый фон, может ткань какую... Во-вторых, оттенки серого бывают разные, (темные, светлые) какой лучше, а если какой-то лучше, то как его подобрать в живую."

Вопрос у Вас, конечно, что называется, "на миллион долларов". Профессор Попробую уложится в одну статью.

Начнем с определения. Серый цвет это цвет, лежащий ровно посередине между белым и черным. Получить его можно, смешав белую и черную краски в равных долях. У фотографов, работающих с цветными фотографиями, серый цвет считается культовым.

Содержание

Средне-серый как опорный цвет в цветной съемке

В цветной фотографии серый цвет является опорным.  Фотограф где-нибудь в уголке кадра старается разместить небольшой кусочек настоящего серого цвета. Позже при обработке в Фотошопе достаточно удалить цветные оттенки с серой картонки в кадре, как все остальные цвета в кадре сами собой станут натуральными:

Использование эталонной серой карточки

Из-за высокой значимости настоящего серого цвета, маленькая карточка настоящего серого цвета в руках девушки стоит 50$. Улыбка А настоящий фотографический серый фон - еще дороже.

Важность серого фона для съемки фиалок

Сортовых фиалкам точная цветопередача нужна еще больше, чем при съемке людей. Чем больше серого цвета в кадре, тем надежнее можно восстановить истинные цвета фиалки. Удобнее весь фон для съемки фиалки сделать серым. Тогда:

  • по нему можно будет легко устранить цветные оттенки освещения
  • он послужит веским доказательством, что именно на этом фото фиалка изображена в своем истинном цвете
  • фотография сорта на сером фоне прямиком отправится в анонс реестровой статьи о сорте.

Если же в кадре нет хотя бы кусочка серого цвета, по которому устранялись цветовые оттенки, то цвет фиалки в кадре будет заведомо ложным. Это хорошо видно по фотографии одной и той же фиалки, снятой хозяйкой в разное время суток:

Фиалка «ЛЕ-Стайка Бабочек» в дневном и вечернем освещении

Мы никогда не узнаем истинный цвет этого сорта по традиционным фотографиям фиалочниц, пока кто-то из ее хозяек не сделает снимок с хотя бы кусочком серого в кадре (еще лучше, целиком на сером фоне).

Недаром в галереях выставляют картины художников и делают репродукции исключительно на сером фоне. Любой другой фон вносит цветовые оттенки и  произведение искусства выглядит на снимке не так, как его замыслил художник (или селекционер).

Оттенки серого

Какой же оттенок серого взять для съемки фиалок?

Ответ - той же светлоты, что и смесь разных бутонов фиалок, от белых до темных. А это средне-серый, смесь белого и черного в равных долях. С помощью такого оттенка легко будет удалять цветовые оттенки как у светлых фиалок, так и у темных. На шкале серого это оттенок серого в середине шкалы, между № 9 и № 10, а также цвет серой рамки вокруг снимка:

Шкала серого

Другие оттенки серого не так универсальны. Ведь если возьмете, к примеру, белый материал, то с его помощью Вы хорошо устраните цветные оттенки на белых бутонах, но не сможете удалить цветные оттенки на темных бутонах. Уж слишком светлота фона находится далеко от темноты темных бутонов. Аналогично, темный оттенок серого будет хорошо устранять цветное освещение на темных бутонах, но плохо на светлых.

Проверка светлоты вашего серого фона

Если есть возможность примерять серые фоны разной светлоты,  то можете сфотографировать розетку с бутонами средней светлоты на каждом фоне. Во время обработки в Photoshop (можно в бесплатном) на каждой фотографии на фоне щелкните пипеткой. Проверьте характеристики цвета. Светлота идеального фона должна оказаться примерно 128 (середина между 255, белизна, и 0, чернота). Тогда с его помощью вы сможете легко устранять цветовые оттенки как у светлых бутонов (примерно 208) так и темных (примерно 48).

Но не страшно, если ваш серый фон (или серая карточка) окажется светлее средне-серого или темнее. Ведь даже белый фон позволяет в какой-то степени избавиться от цветного оттенка на бутонах, особенно для светлых бутонов.

Цветокоррекция по трем оттенкам серого

В профессиональной фотографии часто используют карточку сразу с 3-мя опорными серыми цветами:

Карточка с тремя оттенками серого

Белый прямоугольник на карточке позволяет тонко корректировать на снимке так называемые "света" (светлые детали фотографии), черный используется для коррекции "теней", а большое серое поле - для коррекции средне-светлых деталей кадра.

Для съемки фиалок такую трехцветную карточку легко сделать самому, создав похожий графический кадр в Фотошопе и распечатав его на принтере:

  • белая часть - это заливка светло-серым (RGB оттенок 208/208/208, он же #d0d0d0). Именно такую светлоту имеют белые бутоны
  • серая - заливка средне-серым, (RGB оттенок 128/128/128, он же #808080)
  • черный, заливка темно-серым, (RGB оттенок 48/48/48, он же #303030). Самые темные бутоны имеют подобную темноту

Оттенки даны в типовой шкале Фотошопа в предположении, что черный это 0, а чисто белый - 255.

Не будет ничего страшного, если базовые цвета окажутся чуть светлее или темнее. Главное, чтобы они печатались черной краской, тогда на карточке будут истинные серые цвета без цветовых оттенков.

Упрощенная цветокоррекция по трехступенчатой шкале

У фиалок в съемке наиболее критичным по цветопередаче является бутон, а не остальная часть кадра. В зависимости от светлоты бутона, при обработке снимка достаточно для цветокоррекции использовать лишь одну плашку серого цвета подходящей светлоты - светло-серую, средне-серую или темно-серую.

Разница между фотографическим серым  и  фиалковым серым

Если будете покупать готовую фотографическую карточку серого цвета, то она будет светлее средне-серого цвета, который нужен для фиалок. Это связано с тем, что стандарт фотографических серых карточек принимались так, чтобы он совпал со светлотой белых европейских лиц. А у нас бывают как белые фиалки, так и фиалки-негритянки.

Поэтому фиалковый серый - это средне-серый, он темнее фотографической светло-серой карточки. Кстати, с повальным переходом фотографов на Фотошоп, все чаще и чаще фотографы используют картонки средне-серого цвета.

Баланс белого

Если в кадре есть кусочек серого (любой степени светлоты), то многие фоторедакторы предоставляют инструмент, чтобы сделать из него чисто серый и этим перевести остальные цвета на снимке в их истинные цветы.

Называется эта операция "установка баланса белого". Под белым понимается не абсолютно белый цвет (RGB 255,255,255), у которого никогда не бывает цветовых оттенков. А скорее серый цвет, собирающий в себе в равных долях все три основных цвета.

Цветокоррекция в Photoscape

В Photoscape есть отдельная кнопка, с помощью которой можно указать любой кусочек серого любой степени светлоты, чтобы установить правильный цветной баланс на снимке. Если результат преобразования не понравился, откатите его назад и попробуйте указать другой оттенок серого. На серых фонах места вокруг розетки имеют цветной оттенок от отраженных от розетки лучшей. Старайтесь в качестве образца серого взять какой-нибудь угол подальше от розетки. Если бутон светлый, то ищите светлый угол, если бутон темный, то темный угол. Но Photoscape довольно хорошо восстанавливает баланс белого даже если щелкнуть по белому фону или бутону.

Цветокоррекция в Picasa

Picasa, графический редактор от Google, тоже предоставляет возможность одной кнопкой сделать баланс белого по выбранному белому (или серому) кусочку кадра.

Цветокоррекция средне-серого фона одним щелчком в большом Фотошопе

В платном большом Фотошопе нажмите CTRL+M (латинское), откроется инструмент "Кривые". Там увидите целых 3 пипетки:

  • белая для установки абсолютно белого цвета
  • серая для установки средне-серых оттенков
  • черная для установки абсолютно черных оттенков.

Не щелкайте в этом окне Фотошопа белой пипеткой по белому бутону. То, что Вам кажется в бутоне белым, в реальности лишь светлый оттенок серого. Щелчок белой пипеткой по светло-серому бутону сделает его абсолютно белым. Вы потеряете в кадре все детали, которые были светлее чем щелкнутое вами место. Например, все особенно светлые места на бутоне "выбелятся" и получите вместо бутона с переходами теней сплошную белую дыру. Также не щелкайте черной пипеткой по тени на снимке, вместо теней получите на снимке черные дыры, абсолютно не содержащие ни капли света.

Нужный наш инструмент в Фотошопе - пипетка серого цвета. Щелкните ею на средне-сером месте снимка. Фотошоп скорректирует все три канала красного-зеленого-синего так, что помеченное место приняло одинаковое значение во всех трех каналах красного-зеленого-синего (RGB), т.е. стало серым. Автоматически поменяется цвет у всех остальных цветных деталей снимка, приняв свой истинный цвет. Также не стоит щелкать серой пипеткой по белому бутону, фотошоп сделает белый бутон серым, что вам не надо.

К сожалению, в Фотошопе не предусмотрено пипеток для работы со светлым белым (светлые бутоны) или с темно-серым (темные бутоны). Если любите делать цветокоррекцию в фотошопе, то проще всего она будет делаться, если будете снимать фиалки на средне-сером фоне. Идеально, если оригинальный снимок фиалки показывает в Фотошопе значения серого фона как RGB оттенок 128/128/128, он же #808080. Напомню, это цвет широкой серой рамки вокруг шкалы Кодака:

Шкала серого

Цветокоррекция любого серого фона в большом Фотошопе

При желании в Фотошопе можно устранять цветные оттенки на сером фоне любого оттенка, начиная от самого светлого до самого темного:

  • щелкните обычной пипеткой на сером фоне на снимке. Он перескочит на верхнюю плашку в панели инструментов
  • дважды щелкните на полученном сером цвете, откроется окно с параметрами цвета
  • если все 3 канала (RGB) равные между собой, то фон на снимке уже серый и делать ничего не надо
  • если 3 канала между собой различаются, то перепишите эти значения
  • вычислите примерное средне-арифметическое между 3-мя значениями, это будет будущий оттенок серого на снимке
  • затем нажмите на CTRL+M (латинское), попадете в окно кривых
  • зайдите в канал красного. Установите где-то в середине прямой курсорт и потяните его так, чтобы записанное значение текущего красного преобразовалось в будущее вычисленное значение
  • проделайте эту операцию для каналов зеленого и синего.

Сохраните результат. В результате указанное вами место серого фона в трех каналах примет одинаковое значение, расположенные примерно посередине между старыми значениями в трех каналах, RGB.

Часто значения серого в 2-х каналах довольно близки друг к другу и лишь оставшийся канал сильно отличается. В этих случаях есть смысл совпадающие каналы не трогать, а подогнать отличающийся канал под другие. Чем у меньшего числа цветовых каналов меняете оригинальные настройки, тем лучше. Если есть возможность подкорректировать серый цвет лишь одним каналом, то нужно ограничится лишь изменением одного канала. 

Баланс белого для выставочных фотографий

Иногда на выставках приходится снимать много фиалок в совершенно неподходящих условиях - на цветном фоне, с цветным освещением и без возможности в поставить в кадр картонку серого цвета.

Предварительный баланс белого

Все современные фотоаппарты позволяют настроить правильный баланс белого перед серийной съемкой:

  • на месте фиалки разместить белый (или серый) лист бумаги, чтобы он полностью вошел в кадр
  • в фотоаппарате укажите функцию "Баланс белого"
  • фотоаппарат поймет, что ему показывают белый (серый) цвет без всяких цветовых оттенков и вычислит цветовой оттенок от освещения
  • при съемке последующих кадров фотоаппарат будет автоматически удалять лишний цветовой оттенок и сохранять на карточку памяти снимки уже с коррекцией баланса белого.

По смены световых условий съемки повторите предварительную настройку баланса белого. При выключении фотоаппарата настройки баланса белого скорее всего всего будут сброшены автоматически. Подробности - в инструкции к вашему фотоаппарату. Многие смарфтоны тоже поддерживают функцию "баланса белого".

Но процессор в фотоаппарате слабенький, а время на обработку снимка дается всего долю секунду. По возможности лучше отложить коррекцию цвета на последующую обработку в ноутбуке с мощной графической программой. Не забыв организовать в кадре кусочек серого цвета. Достаточно в репортажной серии отснять в начале и в конце съемки отдельные кадры, где видна серая картонка. Эти кадры помогут вам в Фотошопе вычислить необходимую цветовую коррекцию и прогнать с ней всю отснятую серию. 

Зависимость установок предварительного баланса белого от расстояния съемки

При освещении фиалок верхним светом и фотоспышкой, важно чтобы предварительный баланс белого на тех же расстояниях съемки, что и съемки фиалок. Если настроите баланс белого по маленькому кусочку белой бумаги, сняв его с нескольких сантиметров (здесь внешний свет почти не играет роли), а основную съемку будете делать с расстояния 3 м (здесь вспышка почти не работает), то установки баланса белого будут вносить ошибки.

Когда приходится со вспышкой и внешним освещением оперативно снимать фиалки на разных расстояниях, выберите расстояние, на котором Вам критичнее всего цвет фотографируемых фиалок. Обычно это близкое расстояние для съемки розетки крупным планом. Положите поверх фиалок или перед ними 1-2 белых машинописных листа и настройте баланс белого точно на таком расстоянии, как вы снимаете розетку крупным планом и чтобы она не была обрезана в кадре.

Другой способ, отключить вспышку, настроить предварительный баланс белого и всю фотосессию провести с одними настройками. Однако будьте внимательны, фиалки около окон в дневное время освещаются больше от окон, чем от верхнего света и для них нужно сделать отдельную подстройку баланса белого. А после перехода вглубь помещения снова подстроить фотоаппарат под баланс белого внутри помещения.

Цветокоррекция снимков без баланса белого и без серой картонки

Часто приходится обрабатывать снимки, снятые в самых разных условиях без серой картонки и без предварительного баланса белого.

При обработке ищите места с белым или серым - это может быть краешек выглядывающей бумаги, косяком двери, манжета рубашки, белые бутоны, плакатик на палочке,... и вычисляйте коррекцию по найденному кусочку. С аналогичной цвето-коррекцией исправьте другие снимки, снятые в похожих условиях.

Если доведется выставлять свои фиалки на выставке, полезно впечатать квадратик средне-серого цвета в дизайн плакатиков, которые будут на палочках возвышаться над вашими сортами фиалок. Грамотные фотографы, увидевшие фотографии ваших фиалок, поймут, что серый квадратик на плакатиках рядом с Вашей фамилией расположился не просто так:

Возможные затруднения

Возможно, вы так и не разобрались, как в Фотошопе из серого любой светлоты сделать серый той же светлоты, но без цветного оттенка. Тогда снимайте фиалки на средне-сером фоне и делайте баланс цветов одной серой пипеткой.

Предпочитаете светло-серый или даже белый фон? Для установления истинного цвета по серому фону любой светлоты пользуйтесь редактором Photoscape, который не так профессионален, как трехпипеточный Photoshop.

Нравится снимать на цветном фоне? Поставьте в уголок кадра картонку средне-серого цвета.

Где взять серый фон

Бюджетный серый фон

В магазинах для рукоделия купите матовую рисовальную бумагу формата A4 или A3 для рисования, которая промаркирована как "серый". Из нескольких листов можно составить фон, который будет выходить из строя еще быстрее, чем серая ткань. Линии наложения листов друг на друга можно будет позже заретушировать.

В самом простом варианте кусочек такой бумаги наклеивается на картонку и кладется в один из нижних углов кадра, но вне будущих границ обрезки кадра (для этого при съемке чуть отодвиньте фотоаппарат). Во время обработки фотографии кусочек серого поможет удалить цветовой оттенок, после чего кадр можно будет обрезать так, чтобы серый не входил в кадр. А можно кусочек серого так и оставить в кадре как доказательство, что фиалка на снимке подана в истинном цвете и каждый может своими глазами убедится, что на серой картонке нет никаких цветовых оттенков.

Серая ткань

Другой вариант, похуже, купить в качестве фона серую ткань:

  • она будет пачкаться, на ней будут заломы
  • производители тканей, признаться, не сильно следят за тем, чтобы серый цвет был по настоящему серый. То, что продавцы называют серым, будет скорее всего с каким-нибудь синим оттенком.

Не берите откровенную синтетику, она будет давать блики. Некоторые натуральные ткани тоже могут блестеть. При покупке проверьте, что места сгиба ткани не блестят.

Профессиональный серый фон

Профессионалы сами делают вечный серый фон.

В магазинах наружной рекламы купите гибкий пластик толщиной 2-3 миллиметра, кусок примерно 120 см длиной и 50-70 см шириной. В том же магазине купите подходящую самоклеящуюся матовую пленку той же ширины подходящего серого оттенка. В названии должно быть слово "серый" (возможно, "gray"). Например, можно взять немецкую серую пленку Оракал. Проследите, чтобы она была матовой.

Дома наклейте пленку на кусок пластика.

Один длинный конец полоски пластика разместите на столе, другой поднимите вверх к стенке. Получится ровный фон без линии горизонта:

Расположение фона без линии излома

Поставьте на горизонтальную часть пластика горшок с фиалкой. Даже если из дна горшка немного прольется влаги или просыплется земля, всегда можно будет тряпкой быстро подтереть серую пленку.

Матовая пленка, в отличие от ткани, не имеет никакой структуры, это для наших целей дает очень большие плюсы:

  • формат jpg обожает качественно сжимать большие гладкие равномерно окрашенные поверхности. А мелкую фактуру формат jpg просто ненавидит, с ней снимок может получится в несколько раз тяжелее
  • любая фактура ткани отражает вкус владельца и отвлекает внимание от рассмотрения фиалки. Бесфактурный серый фон концентрирует на фиалке все внимание смотрящих.

Отражение в фоне

Высшим шиком в профессиональном фоне является легкое отражение предмета съемки в самом фоне. Это увеличивает объемность снимка и дополнительно показывает предмет с нижней точки съемки:

Полузеркальный фон

В Фотошопе имитировать такое отражение невозможно, поскольку из фронтального снимка не видно, как выглядит предмет съемки снизу.

Продаются самоклеющиеся серые пленки с зеркальным эффектом. Для наших целей нужна не полностью зеркальная пленка (в ней отражение будет конкурировать с основным изображением), а чуть-чуть (на 10-20%) зеркальная пленка. По возможности, матовая. Отражение розетки в полузеркальном фоне не должно бросаться в глаза. Но глаза увидят слабое отражение и мозг подсознательно использует его для восстановления объемности снимка. 

У листа пластика две стороны. На одну сторону можете наклеить типовой серый матовый фон. А на другую сторону - полузеркальный серый матовый фон. Лист пластика при съемке фиалок можно быстро переворачивать.

Создание впечатления снимка

Сильнее всего производит впечатление тот снимок, на котором фиалочницы не понимают, почему фиалка им кажется живой. Хороший фотограф использует для этого множество способов во время съемки:

  • съемка под 45° градусов к горизонту подчеркивает объем
  • необрезанные в кадре листья дают полное представление о форме розетки
  • используются 2-3 источника света, чтобы создать разнообразные тени. Из теней мозг подсознательно домыслит объем фиалки
  • слегка зеркальный фон показывает розетки с дополнительной, нижней точки зрения и создает дополнительную объемность
  • серый фон не несет в себе цвета и не привлекает к себе внимания. На нем цвет бутонов начинает восприниматься с особенной живостью
  • с помощью средне-серого фона можно делать "ауру" вокруг бутонов, дополнительно осветив фон на месте позади бутонов
  • серый фон можно сделать цветным градиентным, так что верхняя часть фона будет восприниматься как далекое небо и создавать дополнительный объем (фиалка - на переднем плане, небо - на заднем)
  • а можно еще сделать серый фон сделать градиентным от темного к светлому или обратно:

Градиентный фон

Тщательно подобранный фон создает половину впечатления от снимка. Недаром пословицу "Свита делает короля" фотограф иногда переделывают как "Фон делает снимок". Хороший фотограф отличается от других тем, что у хорошего фотографа фон всегда продуман. В умелых руках серый фон сильно увеличивает впечатление от снимка:

Цветные предметы на сером градиентном фоне

Не пожалейте время на создание нормального фона при съемке фиалок, восторги других фиалочниц от ваших снимков превзойдут все ваши ожидания.

Цветной фон против серого

Если хочется отразить свое авторское видение сорта, то ищите для фона необычные ткани неожиданных расцветок, делайте драпировку, складки, размещайте рядом с фиалкой мелкие игрушки. Здесь поможет статья "Весёлые картинки или Как устроить фотостудию для фиалок в условиях обычной квартиры.":

Весёлые картинки или Как устроить фотостудию для фиалок в условиях обычной квартиры

Но если фиалка фотографируется для анонса статьи о сорте, то там фиалочницы хотят видеть замысел селекционера, а не авторское восприятие фиалки коллекционером. Поэтому серая матовая самоклеющаяся пленка на гибком пластике является профессиональным фоном. Именно им пользуются фотографы, снимающие дорогие предметы искусства для каталогов музеев, аукционов, ювелирных магазинов,...

Ювелирные украшения на сером фоне

Также серым фоном пользуются фиалочницы, которые хотят передать истинный цвет сорта:

Фиалка Арктик Фрост [Arctic Frost], Sorano, стандарт

Цвет фона для снимков в реестре

Но пока неясно, объявит ли наше сообщество серый фон предпочтительным для фотографий в реестре. Мужчины проголосовали бы, конечно, за серый фон. Однако женщины (их у нас 95% по переписи Fialki.ru) любят не сухую точность, а красоту.

Вполне возможно, что после обсуждения сообщество отдаст первенство размещения в анонсе статьи о сорте не фотографиям с истинным цветом на сером фоне, а самым ярким фотографиям сорта, пусть даже и с неправильным цветом. Для большинства наших фиалочниц получение яркого авторского впечатления о сорте может оказаться важнее, чем протокольный показ истинного цвета сорта в том виде, как его задумывал селекционер.

Признаться, многие сорта фиалок для большего впечатления действительно лучше снимать не на сером фоне:

  • темные бутоны наиболее сочно смотрятся на почти белом фоне
  • светлые бутоны прямо своей белизной бьют в глаза, если их снять на более темном
  • фон и антураж вокруг фиалки может обыгрывать ее названия. У иной фиалки с богатой историей хорошо подобранный фон и окружение лишь подчеркнут ее достоинства
  • существуют специальные методы съемки, которые сознательно отказываются от фона и не обращают внимание на правильность цветопередачи. Весь акцент идет создание потрясающего впечатлении от цветов (это не фотошоп):

Съемка без фона

В искусстве подобная война давно идет с переменным успехом. Кто-то ставит Ромео и Джульетту так, как это делали во времена Шекспира. Кто-то проявляет свое авторское видение и делает пьесу со всеми технологиями, которые предоставляет современность. Оба подхода имеют право на жизнь.

Серый фон - выбор новичков

Однако независимо от того, примет ли сообщество для фотографий реестра преимущество серого фона, можно рекомендовать начинающим фиалочницам использовать средне-серый фон. Он всегда был, есть и будет универсальным фоном, на котором:

  • можно быстро отснять любой сорт
  • одной кнопкой удалить из него цветовой оттенок
  • быть уверенной, что снимок будет выглядеть более чем профессионально
  • если большинство снимков в реестре будет на сером фоне, то наш реестр будет выглядеть очень профессионально.

С авторским же цветным фоном результат у начинающий фиалочницы будет в большинстве случаев хуже. Цветной фон:

  • подчеркивает только бутоны контрастных по отношению к нему цветов
  • делает блеклыми бутоны цвета, схожим со цветом фона
  • начинает раздражать уже после просмотра нескольких фотографий
  • вносит разнобой в подачу фотографий в реестре
  • вынуждает мозг делать лишнюю коррекцию, чтобы исключить влияние цветастого фона на впечатление от цвета бутонов.

Попробуйте для эксперимента вычислить, какой же истинный цвет имеет бутон на втором снимке и вы поймете, что цветной фон лишь мучает смотрящих снимок:

Фиалка «ЛЕ-Стайка Бабочек» в дневном и вечернем освещении

Ссылки

Обсуждение

Прошу сообщество откликнуться в комментариях, как же нам лучше отбирать фотографии для статей в реестре:

  • при одинаковом качестве снимков на страницу сорта в первую очередь брать фотографии на сером (или белом) фоне с точно переданным истинным цветом
  • или в первую очередь продвигать фотографии, производящие больше всего впечатления о сорте. Независимо от того, на каком фоне они сняты и передан ли истинный цвет сорта.

Если отдадим приоритет (при равном качестве съемке) фотографиям на сером фоне, то это не будет означать, что лишь они будут присутствовать на страницах сортов:

  • вначале создания реестра почти все фотографии будут не на сером фоне
  • когда качество фотографии на сером фоне будет не очень высокое, оно не сможет сменить в анонсе красивую фотографию без серого фона
  • кроме критичной по цветопередаче фотографии в анонсе на странице сорта есть раздел "Галерея", где выставляются любые зрелищные фотографии сорта и фон не играет особого значения.
Поделиться:  

Комментарии

Алена Новикова аватар

Денис, думаю, наилучшим вариантом будет, если хотя бы одна фотография сорта, из представленных в статье авторов будет на сером фоне, остальные - по желанию, серый фон, если и передаёт правильный цвет, то напрочь убивает индивидуальность и притупляет восприятие, ведь в обыденной жизни и в доме мало кто окружает себя серыми вещами и интерьером, а фиалки - часть этого интерьера и нашей жизни. Для страницы сорта фото на сером обязательно, но так же обязательно должны быть снимки на других фонах и при различном освещении. Допустим, на выставках столы с растениями часто освещаются яркими лампами, сильно искажающими цвет, мне постоянно приходится "вытягивать" эти фото в фотошопе, чтобы хоть немного приблизить к реальным цветам, и тут за основу я беру либо белые скатерти на столах, либо ориентируюсь на окраску знакомых сортов.допустим, вот фото с выставки до обработки:

DSCN0398 1

и после обработки:

ZaSaDa аватар

Здорово.  Позвольте поделиться? 

В своей работе я часто имею дело с различными типами отделок - плитки\обои\краски\шпон\масив\пластики и еще куча вариантов материалов. Поверьте, 100% моих клиентов уверены, что сфотографировав на свой телефон кусок шпона, они смогут с легкостью самостоятельно выбрать плитку\паркет. Волнение В таких случаях, я прошу их фотографировать с кусочком белого листа svetocopy в уголочке кадра. "Вы увидите" - говорю им - " как меняется оттенок белого -  в желтый, в голубой, и только так поймете, какой оттенок впитал в себя шпон из-за агрессивного офисного\магазинного\экспозиционного освещения." Помогает.

Да, здесь нет нужды сделать красивую фотографию для каталога, но в моем случае важно не ошибиться с оттенком. Да. Фон - опора. Улыбка

Денис Никитин аватар

Вы пишете:
"Поверьте, 100% моих клиентов уверены что сфотографировав на свой телефон кусок шпона они смогут с легкостью самостоятельно выбрать плитку\паркет."

Охотно верю.

Также верю что Вы на 100% искренне уверены, что кусочек белого в кадре позволит позже в кадре установить истинный цвет, как пишете это в Вашем комментарии:

"В таких случаях я прошу их фотографировать с кусочком белого листа svetocopy в уголочке кадра"

Наверное, Вы удивитесь, но фотографы это попробовали сделать более 100 лет назад, как только появилась цветная фотография:

Толстой

И с тех все фотографы знают, что к сожалению, кусочек белого листа в кадре почти бесполезен для оценки цветового оттенка освещения. Слезы

Ущербность тестового фона белого цвета

Обычно в народе считают, что:

  • на черном предмете цветной оттенок не разглядеть (это справедливо)
  • чем белее предмет, тем легче на нем разглядеть цветной оттенок (это справедливо лишь предметов темнее чем серых)
  • на белом предмете цветовой оттенок будет как на ладони (а это неправильно).

Дело в том, что черный цвет (любой) имеет по шкале RGB значение 0, 0, 0. И каким цветным освещением не освещай черный предмет, в кадре он будет RGB значение 0, 0, 0.

Белый же предмет в кадре имеет значение близкое к 255, 255, 255. И каким цветным освещением его не освещай, он в кадре будет иметь значение 255, 255, 255 - по той же самой причине, что и черный предмет не может отразить на себе оттенки белого.

Белый - это засветка, не имеющая цвета. Если фотограф во время съемки пересветит предмет, то на месте предмета образуется бесцветная белая дыра со значением 255, 255, 255 - независимо от того, какой цветной оттенок имело белое освещение. Поэтому оценивать цветное освещение на кусочке белого плохо. И чем белее кусочек белой бумаги, тем меньше пользы от него для оценки.

Работающие с фотошопом могут сами проверить этот факт. Откройте любой снимок и нажмите CTRL+M (кривые). Ткните курсором в верхнюю часть наклонной кривой, и тащите точку вверх:

Инструмент Кривые

Очень быстро на снимке появятся сплошные белые дыры - это светлые участки преобразовались в чисто белый цвет. Аналогично с попыткой корректировки снимка, выбрав точку изменения в нижней части прямой - там тоже быстро начинают образовываться сплошные черные области из ранее темных областей.

Физический смысл этого следующий. Даже небольшие изменения цвета в области близкой к белому (255, 255, 255) или близкой к черному (0, 0, 0) крайне критично откликаются на всей кривой:

  • светлые (или темные) цвета выбеливаются (зачерняются) и становятся белыми (черными) дырами
  • цвет предметов средних тонов (не черных и не белых) меняется произвольно и неестественно, поскольку серый находится слишком далеко от точки изменения цвета.

Основной принцип корректировки цвета

Основной принцип корректировки цвета - светлота тестового фона должна быть как можно ближе к светлоте основного предмета в кадре. Тогда корректируя цвет тестового фона к аналогичному серому цвету (делая это мысленно или с помощью Фотошопа) мы:

  • получим истинный цвет основного предмета съемки
  • а остальные более светлые и более темные предметы изменят свой цвет лишь чуть-чуть, но даже если и соврут, то будет не так критично.

Выбор светлоты тестового фона

Если снимают только темные предметы, то лучше использовать темно-серый, если он всегда светлые то светлосерый фон. Но на практике приходится снимать предметы самой разной светлоты. Поэтому фотографы используют серый фон как универсальный.

Есть 2 варианта серого фона.

Раньше фотографы использовали так называемый 18-ти процентный серый. Он отражал свет точно также, как и лицо человека. Это позволяло поставить серый фон на место лица и настроить освещение - гарантированно получалось идеальное освещение лица.

В эпоху повального засилья фотошопа серый тестовый серый фон часто делается таким, чтобы в фотошопе у него был оттенок 128, 128, 128. Тогда тестовый фон будет находится как раз в середине наклонной кривой и:

  • по нему можно будет легко исключить цветной оттенок освещения
  • автоматически немного подкорректируется освещение в светлых и темных частях снимка.

Тестовый серый фон для фиалок

Для съемки фиалок как раз рекомендуется использовать такой средне-серый фон 128, 128, 128. Половина бутонов фиалок темнее этого цвета, а половина светлее. Т.е. такой фон поможет скорректировать цветное освещение:

  • для фиалок средней тональности
  • и чуть похуже для фиалок темной или светлой тональности (но в них, кстати, цветовые искажения не особенно-то и видны).

Если класть в кадр белую бумажку, то коррекция цветного освещения:

  • пройдет хорошо для светлых цветов (но им хорошая коррекция не особенно-то и нужна, на белом цвете цветовой оттенок виден плохо)
  • пройдет не очень хорошо на цветах средней тональности (поскольку напрямую их не корректируют и они будут изменяться косвенно от изменения соседней белой тестовой точки)
  • вообще никак не отразится на цветах темного цвета - уж слишком далеко от них находится точка с тестовым светлым фоном.

Профессиональные фотограф еще часто используют фон из 3-х кусков серого - светлого, среднего и темного:

Три опорных цвета

Для съемки фиалок тоже можно сделать подобный тестовый фон. Он позволит использовать для корректировки цвета освещения светлых фиалок светло-серый участок, среднетональных цветов - средне-серый участок, а для темных цветов - темно-серый участок.

Также трехтональный серый фон позволяет в одном кадре в Фотошопе провести корректировку сразу по трем тонам. Тогда истинный цвет в кадре будет сразу во всех трех тональностях - темной, средней и светлой. Это бывает полезно при съемке многотональных фиалок, в которых есть и светлые и среднетональные и темные цвета и хочется правильно показать истинный цвет всех тонов:

Фэнтези

Так почему серый фон?

Для закрепления информации попробуйте разгадать загадку:

  • черный тестовый фон на рынке не продают. Стоит он 0$, на него нет спроса
  • нормальный "Серый тестовый фон" стоит от 20 до 100$. К нему в комплект иногда прикладывают еще серые фоны более светлого или темного цветов
  • так сколько же стоит на рынке белый тестовый фон?

Правильный ответ: Белый фон стоит 0$, поскольку фотографы его не используют для цветокоррекции, как не используют и черный фон.

Есть "шкала серого", но нет "шкалы черного", как и нет "шкалы белого". Не зря Википедия посвятила целую статью оттенкам серого цвета:

Шкала серого цвета широко применяется в цветоведении и колористике, для оценки и измерений качества тонопередачи при фотографической съемке, сканировании, при копировальных и печатных процессах (полиграфия).

Истоки заблуждения

Истоки заблуждения о пригодности белого куска бумаги для оценки цвета лежат в том, что наш глаз действительно может с легкостью увидеть цветную окраску белого листа бумаги. У глаза очень широкий динамический диапазон тональностей, которые он может различать.

1. Но динамический диапазон фотоаппарата в полтора раза уже, чем у глаза. Белый кусочек бумаги прекрасно видимый глазом, попадает в фотографии в область, в районе которой никакие оттенки не изображаются. Поэтому то, что для нашего глаза белый предмет, на котором можно легко рассмотреть цветные оттенки, для фотографии это будет абсолютный белый предмет, у которого нет никаких оттенков - белая дыра.

2. Также глаз может с помощью изменения диаметра зрачка может быстро "настраиваться" на предмет любой светлоты или темноты в поле зрения и буквально через пару секунд начинать различать на нем цветовые оттенки.

Мы можем посмотреть в небо и прекрасно различить его оттенки, и тут же переключиться на рассматривание цвета предметов в тени. Увы, фотоаппарат может выставить размер диафрагмы только один раз во время снимка. И если в снимке одновременно много светлых и темных предметов, то в нем неизбежно появятся белые и черные дыры.

Выравнивание динамического диапазона

Фотографы вынуждены стараться в кадре выравнивать яркость разными способами.

Искусственным сужением динамического диапазона кадра (разницы между светлыми и темными предметами):

  • подсвечивают темные места отдельной подсветкой или зеркальным отражателем
  • притеняют слишком светлое небо светофильтром с серым верхом

Терпением:

  • ждут так называемое "режимное время" (небольшие временные промежутки на рассвете и на закате солнца, в которые изменяющаяся яркость неба становится сравнимой с яркостью объектов съёмки)

Программами:

HDR

Культовое значение серого цвета

Вернусь в конце своего комментария к мысли, обозначенной в анонсе статьи.

Серый цвет имеет для фотографов культовое значение. Серый - король всех цветов, он вбирает в себя все цвета радуги (как и белый и черный цвета), но в отличие от белого и черного, серый цвет имеет максимальное количество цветных оттенков. Именно поэтому фотографы используют для выставления цвета именно серый цвет (серую шкалу).

Без понимания принципов цветокоррекции с использованием серой шкалы невозможно выставить на снимке истинный цвет предмета съемки. На фиалочных форумах постоянно встречаются заявления, что "цвет получился настоящий" или что "я подкорректировала цвет, теперь он как настоящий". Но истинный цвет предмета на фотоснимке получается только за счет использования серой шкалы, а не за счет нашей памяти о цвете предмета.

Дальтоник, не различающий те или иные цвета, может с уверенностью говорить, что на снимке правильный цвет, но это и близко не будет к правильному цвету. Тот же дальтоник, вообще не различающий ни один цвет, может с легкостью выставить в грaфическом редакторе истинный цвет фиалки, если в кадре расположен кусочек серого фона.

Не теряю надежды, что рано или поздно некоторые фиалочницы начнут фотографировать фиалки с использованием серой шкалы в уголке кадра. Или вовсе на сером фоне.

Денис Никитин аватар

Вы пишете:
"В таких случаях я прошу их фотографировать с кусочком белого листа svetocopy в уголочке кадра"

Помимо того, что кусочек белого в кадре почти бесполезен для цветокоррекции всего снимка, "кусочек белого листа Svetocopy" не является светлым вариантом серого. Неприятность

Обычная небеленая писчая бумага имеет показатель белизны 72%, она светло-серая, примерно как белый цветок фиалки.

А писчая бумага беленая, за счет чего ее отражательная способность повышается до 95%. Для этой цели производитель в бумажную массу вводит небольшие количества синих, фиолетовых или красных красителей, а также оптических отбеливателей различного оттенка. Эти вещества улавливают ультрафиолетовые лучи из освещения и преобразуют его в дополнительный свет, увеличивающий белизну бумаги. Из-за этого степень белизны небеленой и беленой бумаги приходится даже измерять разными приборами.

Используя беленую бумагу для тестового фона или в качестве светоотражателя не рекомендуется. В зависимости от спектрального состава источника освещения и наличия в нем ультрафиаолетового излучения ее оттенок может меняться. Снимаете со вспышкой - беленая писчая бумага даст один цветовой оттенок, снимаете без вспышки днем - другой, утром - третий и т.д.

По этой же причине не рекомендуется использовать белые простыни в качестве светоотражателя или тестового фона. При добавлении во время стирки синьки или отбеливающего стирального порошка простыня становится белее, но и к сожалению, непредсказуемой по цветовому оттенку - синее или еще как-то.

Аналогичный эффект используется в светящихся ночью рубашках. Они тоже преобразуют невидимую ультрафиолетовую составляющую освещения в видимый свет. Слева - снимок обычным освещением, справа - с небольшой добавкой ультрафиолета:

Изменение цвета при изменении освещения

Фотографируя со вспышкой, которая выдает много ультрафиолета или в разное время суток и силы освещенности, все отбеленное может непредсказуемо поменять свой цвет на какой-то другой. Вспышка длится 1/1000 секунды, глазом вы физически не успеете отловить, что отбеленный участок тестового фона вдруг окрасился в интенсивно зеленый (или какой-то другой) оттенок и тут же вернулся в свой белый цвет. И при работе со снимком будете гадать, почему после установки на снимке белого цвета в серый оттенок (что само по себе довольно тяжело сделать) все остальные цвета получаются с жутким недостатком зеленого цвета. А все из-за того, что фактически вы пытаетесь на снимке сделать позеленевший под ультрафиолетом кусочек беленого тестового фона в белый. Но он на снимке реально зеленый, поскольку успел при съемке на 1/1000 секунды быстренько перекраситься в явный зеленый цвет.

Поэтому:

  • фирменные белые фотосветоотражатели используют специальный пластик
  • для фирменной тестовой серой шкалы участок белого цвета тоже делается не из белой беленой бумаги, а специального пластика, реагирующего только на видимые лучи света и не реагирующего на ультрафиолет
  • фирменная серая шкала серого цвета (или серая шкала из участков серого, светлосерого и темно-серого) стоит от 20$ и до 100$ и фотографы без лишних вопросов отдают эти деньги.

Самостоятельное изготовление серой шкалы

При самостоятельном изготовлении серой шкалы для образца "белого" цвета нужно искать в магазинах для рукоделия бумагу или картон с пометкой "светло-серый", но не белый. Белая бумага с точки зрения потребителей должна иметь максимально белый цвет с максимальной отражательной способностью. Производителю для этого дешевле всего выбелить бумагу. По очень белой бумаге выставлять цвет само по себе сложно, а ее непредсказуемый цветовой оттенок делает ее использование в качестве тестового тона для цветокоррекции бессмысленным.

Нам для тестовой шкалы для съемки фиалок в качестве образца светлого участка нужен не максимально белый (как на фото), а светло-серый цвет: 

Три опорных цвета

Светло-серый цвет по отражательной способности примерно равен тональности "белого" цветка фиалки, который, если присмотреться, вовсе не белый, а светлосерый (в тенях даже средне-серый):

Белая фиалка

Белизна цветка лишь в нашей голове. Фотографы создают ощущение белизны цветка через комбинацию теней, более темный фон и т.д.. В белом на снимке нет ни капли белого, все светлосерое той или иной степени светлоты. А настоящий белый на снимке - это цвет белого фона вокруг копирайта "@ Fialki.ru, 2014". Как говорится, почувствуйте разницу.

Конечно, фотограф может засветить белый цветок и он станет по настоящему белым. Но вместо цветка получится белая дыра и фотографию "по настоящему" белого цветка все справедливо посчитают фотографическим браком:

Выбеленная фиалка

То, что в народе называют "белый", на снимке это всегда светлосерый с разной степенью белизны.

Поэтому для целей цветокоррекции "белого" цветка лучше всего использовать тестовый светло-серый фон.

Аналогично для выставления правильного цветового тона темных цветков фиалок в кадре нужен не самый черный цвет (кусок черного бархата), а темно-серый, примерно совпадающий по светотональности с цветом самого темного цветка фиалки.

Серое же поле делайте побольше из рисовальной/акварельной бумаги с надписью "серый". Это базовый цвет для корректировки цвета снимка с фиалкой или любого предмета, для которого хотите передать истинный цвет. В 80% случаев фотографы используют для цветокоррекции средне-серый цвет и этого вполне достаточно. Но при съемке темных или белых цветков можно использовать темно-серый или светло-серый тестовый фон, тогда результаты цветокоррекции будут чуть лучше, чем только по средне-серому фону.