Меню

книга Сенполии, Д.М.Залесский, 1983 г часть 1

Нашли ошибку? Сообщите о ней: 1) Выделите ошибку мышкой 2) Нажмите CTRL+Enter. Подробнее...

Наталья Шарапановская аватар
Здравствуйте уважаемые любители фиалок.

Недавно попалась мне в руки очень старая (1983г) книга Сенполии, Д.М. Залесский (к сожалению обложка не сохранилась).
На мой взгляд очень интересная книга о наших с Вами любимицах.
Предлагаю почитать (Да еще забыла сказать, не забывайте что в 1983 году был еще СССР):

О книге:
В книге подробно характеризуются условия обитания и морфологические особенности дикорастущих видов рода Сенполия, выведенных в культуру и пользующихся популярностью в промышленном и комнатном садоводстве в качестве декоративных растений. Дается их систематическое описание, характеризуются биологические особенности, географическое распространение. Даются советы по выращиванию сенполий в комнатных условиях. Научные данные изложены в доступной форме.
Предназначена для работников ботанических садов и любителей комнатного садоводства


Да,действительно,¾ части книги описывают  дикорастущие виды. Это я предлагаю не читать, НО тут так же рассказывается о выращиваниисенполий в комнатных условиях. Вот это я и предлагаю почитать.
Ведь часто у начинающих, и не очень коллекционеров – любителей возникают вопросы, а в этой книге (1983 г!!!) практически на все есть ответы.
Так же предлагаю не просто читать статью, а ОБСУЖДАТЬ!!, и делиться опытом, ведь книга – это хорошо, а книга +опыт  – это еще лучше.


Вопросы культуры сенполии
Мы посвятили все предшествующее изложение исключитель­но дикорастущим видам сенполий и дали возможно более полно их описание совершенно сознательно. По нашему глубокому убеждению только ясное представление о диких видах, осо­бенностях их строения, связанных с условиями существования в природе, и ряде других особенностей, их характеризующих, дает возможность правильно, осмысленно подойти к вопросам их культуры. Это мы сделали и потому, что до сих пор большинство авторов, говоря о культуре тех или иных растений, предлагают читателям готовые рецепты, не объясняя, на чем основаны их рекомендации. Предлагаемые рецепты чаще всего созданы в результате длительных практических исканий от­ дельных культиваторов, авторы рецептов в той или иной степени учитывают требования растений и поэтому их рекомендации правильны, однако их изобилие, а подчас и противоречивость, нередко ставят в тупик начинающего культиватора.
Сенполии как декоративные и продолжительно цветущие растения выгодно отличаются от многих других культивируе­мых растений прежде всего тем, что могут цвести в любое вре­мя года и этим восполнять тот пробел, который ощущается зи­мой в удовлетворении спроса на цветущие растения. Кроме того, большое количество культурных вариаций, которые спо­собны давать сенполии, может удовлетворить самые разнооб­разные вкусы. Строение и окраска их цветков с множеством оттенков - от белого до розового и почти красного и от фиоле­тового, голубого до бархатисто-синего, махровость и бахром­чатость цветков, расположение соцветий, различная форма ли­стьев, форма розеток и Т. п. - все это позволяет видеть в сен­полиях одно из весьма интересных растений для использования во внутрикомнатном озеленении. Поэтому эти растения, несом­ненно, заслуживают широкого внедрения в промышленное садо­водство. Для любителей выращивать растения в комнатных условиях сенполии представляют также самый разнообразный интерес. Они не занимают много места, отличаются изящест­вом и миниатюрностью, способностью хорошо адаптироваться к свойственной жилым помещениям обстановке.
Помимо тех качеств, которые перечислены выше, эти расте­ния обладают сильно выраженной способностью образовывать при семенном размножении самые неожиданные отклонения от исходного типа, позволяющие создавать разнообразнейшие и все новые формы растений. В США за относительно короткий отрезок времени (около 50 лет с момента завоза растений в эту страну из Европы) было выведено свыше 1300 сортов сенполий. И это не предел. Могут быть получены все новые и новые ва­риации и сорта, особенно если к работе по их созданию будут привлечены ставшие известными к настоящему времени дикие виды.
Несмотря на то, что многие культурные растения в ходе культивирования значительно уклонились по внешним призна­кам от диких исходных форм (это имеет место и у сенполий), все же они в большинстве случаев сохраняют основные черты своих диких родичей, в особенности те, которые сформирова­лись в ходе эволюции под воздействием условий окружающей среды. Именно поэтому знание условий существования расте­ний в природе позволяет выбирать такие приемы культуры, котopыe наилучшим образом помогают решить поставленную за­ дачу. Излагаемые здесь рекомендации по культуре сенполий каждый раз будут основываться на особенностях их жизни в природе и на нашем опыте работы с сенполиями.
Как уже было сказано, все виды сенполий происходят из Восточной Африки и их распространение связано с определен­ными условиями, среди которых важнейшими являются особен­ности освещения, температурный режим, водоснабжение и ха­рактер субстрата, в котором и на котором развивается корне­вая система растений.

Условия Освещения
Как известно, в субэкваториальном поясе продолжительность освещения в течение суток составляет примерно 12 ч. Интенсивность падающего на поверхность Земли света в целом высокая и меняется в зависимости от высоты, наличия или от­сутствия и степени облачности, от особенностей мест произра­стания растений на открытых местах или под пологом других растений и т. п.
На тех высотах, на которых обитает большинство видов сенполий, интенсивность света высокая, однако присущая горным и прибрежным районам восточно-африканского плоскогорья значительная степень облачности в дневные часы ослабляет ее.
Этому же способствует тень, падающая от деревьев и кустарни­ков, под пологом которых обитают сенполии. Таким образом, при общей высокой интенсивности падающего света растения сенполий получают его в четыре раза меньше по сравнению с растениями открытых мест. На основании этого мы можем рассматривать сенполии как теневые растения, для которых необходимо продолжительное, но не очень интенсивное и не прямое солнечное освещение. Чрезмерное освещение действует на сенполии отрицательно, что сказывается в заметном сокра­щении энергии роста, образовании соцветий и в частичном раз­ рушении зеленого аппарата листьев: листья бледнеют, при дли­ тельном освещении даже желтеют, в конечном итоге растения перестают цвести.
Особенности солнечного освещения на той или иной широте в разное время года требуют для сенполий различных условий при их культуре как в оранжереях, так и в жилых помещениях. В южных районах нашей страны в осенне-зимний период коли­чество света (продолжительность и его интенсивность) оказы­вается достаточным для нормального развития растений. В центральных районах зимой продолжительность освещения даже при достаточной интенсивности оказывается недостаточ­ной. Хотя рост и цветение сенполий продолжается, однако эти процессы в значительной мере замедлены. В северных районах нашей страны зимой растения сенполий обычно прекращают рост и цветение, возобновляя их лишь с улучшением освещен­ности ближе к весне.
Применение искусственных источников света позволяет вы­ращивать сенполии круглый год. В качестве искусственных ис­точников света можно использовать обычные осветительные лампы накаливания, или дающие лучшие результаты люминес­центные лампы, или же (самое лучшее) - комбинацию тех и других.
В наших опытах по применению искусственного освещения растений в течение круглого года мы применяли 12-часовое освещение люминесцентными лампами на рас­стоянии около 40 см от растений при температуре около 25-­ 26 ос и относительной влажности воздуха 15--50 %. Итоги этих опытов можно суммировать следующим образом: минимальная освещенность, при которой идет развитие вегетативных частей растений без резко заметных изменений в их морфологическом строении, равна 800 лк. Однако при таком освещении цветение долго не наступает. Оптимальная освещенность, при которой наблюдается хорошее развитие вегетативных частей, сопровождающееся рано наступающим и интенсивным цветением, оказа­лась равной 2500 лк. При максимальном освещении в 5000 лк наблюдались различные отрицательные явления, приводящие к сокращению, а в отдельных случаях к прекращению роста и., соответственно, цветения.
Оптимальную освещенность давали 5 ламп мощностью 13 30 Вт, подвешенные параллельно на расстоянии от 5 до 10 см одна от другой на высоте 40-50 см над растениями. Иначе говоря, это количество ламп освещало участок примерно 0,6 кв.м на котором помещается 15 нормально развитых растений с диа­метром розетки листьев около 20-25 см.
При выращивании растений в условиях освещения, свойст­венного Ленинграду, при температуре 18-20°С в качестве ис­точника дополнительного освещения использовались обычные лампы накаливания. При освещении такой же площади лампой мощностью 200 Вт на расстоянии 70 см от растения в течение 5-6 ч наблюдается рост растений и их цветение, но интенсив­ность того и другого оказывается сравнительно слабой.
Приведенные выше значения освещенности соответствуют, по-видимому, потребностям растений сенполий в свете, которые сложились у них В естественной обстановке и которые отража­ют их приспособленность к жизни в условиях затенения де­ревьями и кустарниками. Однако диапазон освещенности, при которой растения сенполий могут существовать без угрозы для жизни, на основании этих же данных следует считать довольно значительным.
В весенне-летний период применение искусственных источ­ников света как в центральных, так и в северных районах исключается, если только растения не содержатся в темном по-мещении. Однако в этот период приходится при менять различные способы сокращения интенсивности освещения путем при-тенения растений, что не требует таких затрат, как искусственное подсвечивание в осенне-зимний период.

На сегодня это все, но надеюсь на обсуждение этой темы.
Оглавление
Другие мои статьи

 

 


Поделиться:  

Комментарии

Ольга Горзина аватар
Спасибо за информацию.
Наталья Михайличенко аватар

Заинтересовало. Надо найти книгу. С удовольствием буду ждать рассуждений опытных коллекционеров. Спасибо за возможность узнать новое.

Наталья Шарапановская аватар

обещаю прочитать книгу вместе с Вами!

(т.е. понемногу публиковать статьи)

Гость аватар
Наталья, случайно наткуналась на Ваш пост. Залесский Дмитрий Михайлович - мой двоюродный дед. Мне очень приятно, что его трудны и сегодня не теряют актуальности. 
Наталья Шарапановская аватар

большое спасибо.

скажите а Вы любите фиалки?

Гость аватар
к сожалению, несмотря на большую любовь к ботанике у многих моих предков, я далека от растений... но стараюсь как можно больше информации узнавать о своём роде, поэтому  и набрела на этот сайт: искала, где можно купить книгу Д. М. Залесского... а Вы в библиотеке брали?
Наталья Шарапановская аватар
нет, мне когда-то ее подарил один хороший человек