Меню

Стеллаж со светодиодным освещением

Нашли ошибку? Сообщите о ней: 1) Выделите ошибку мышкой 2) Нажмите CTRL+Enter. Подробнее...

Светлана_Ханты аватар
Рубрика блога: 

Ну вот и у меня появился стеллаж! Хочется сказать спасибо Елене и Сергею Белых за то, что они поделились своим опытом применения светодиодной ленты для освещения фиалок, а также моему мужу Сергею за воплощение моей мечты и поддержку моего увлечения!

Общий вид стеллажа с выключенным освещением:

 а это уже в работе:

Полки для стеллажа изготавливали из подоконников, всего 7 штук, из них рабочих - 5. внизу осталась полочка для подсобных материалов. Размеры стеллажа -высота 210 см, ширина - 150 см, глубина 50 см.

Освещение - светодиодная лента SMD 3528  12V  4.8 Ватт, 60 диодов на 1 м, IP33, цвет холодный белый.

Ленту резали на полоски длинной 40 см, получилось по 10 полос на 1 полку.

Прошло всего 10 дней, но уже заметны результаты.

Вот фото сделанное 1 ноября:

а это 10 ноября:

До этого лотки с детками и черенками стояли на всех подоконниках, а стартеры на полках под Флорой, но почти все тянули ручки вверх.

Сравнивать, конечно, рано, но уже заметны изменения. 

В общем, я очень рада, что мои фиалочки приобрели новый дом, да и ухаживать стало попроще!

Поделиться:  

Комментарии

Евгения Федоряченко аватар

Светлана, суперский стеллаж получился! ДаДаДа

Можно еще попросить поближе сфотографировать соединения ленты между собой. Я вижу, Вы использовали коннекторы, это очень интересно, потому что многих отпугивает необходимость что-то паять Профессор

Светлана_Ханты аватар

Спасибо, Евгения! Хотелось сделать стеллаж и функциональный, и в то же время не громоздкий. Он очень хорошо вписался на нашей кухне! Я сначала изучила все статья здесь, на сайте, показала разные идеи мужу, а он уже сделал выбор. 

Паять все пришлось - к отрезку ленты припаивается 2 проводка, соблюдая полярность, а затем уже соединяются с помощью коннектера к общему проводу

Елена Такмовцева аватар

Светлана, сталлаж просто чудо и мечта каждого фиалковода!!!!!!!!!!! Поздравляю Вас с удачным приобретением! Есть вопрос: на фото от 1 ноября у нескольких фиалочек что-то светло-коричневое на поверхности....это мох или просто на фото так выглядит поверхность грунта в горшках?

Светлана_Ханты аватар

Елена, это действительно мох! Прочитала несколько статей про пользу сфагнума, вот и решила попробовать, благо болота у нас кругом! Фиалки у меня недавно, поэтому мне интересно все, вот я и экспериментирую. 

Елена Такмовцева аватар

И еще, на фото выше виден плод какого-то растения...похож на плод граната! Что это за чудо такое у Вас на кухне растет?

Светлана_Ханты аватар

Это  гранат "Бейби". Первый плодик. Вырастила из семян.

Плод завязался в начале лета. Это фото сделано в августе. Ну а на стеллаже видно, как плод увеличился, но похоже, что это максимальный его размер!

Вера Черных аватар

Это карликовый гранат, на моем плод дорастал до размера 5 см, но обычно 2-3 см, особенно если их много. 

Таня Лунева аватар

Евгения можно я вмешаюсь? Светлана использовала соединительные клемники, а коннекторы вот они:

 

этот, на мой взгляд, неудобен будет

 

себе приобрести хочу 2 последних, один с проводом - будет хорошо подключать ленту на параллельном соединении.

Светлана_Ханты аватар

Да, Татьяна, Вы правы, это не коннекторы! У нас в городе вообще проблематично найти ленту, блоки питания, да и цена очень высокая. Я все заказывала по интернету.  Коннекторы заказать не догадалась, увидела позже в магазине, но цена Удивление их была бы больше, чем стоимость всей ленты на стеллаж. Поэтому муж сделал более экономичный вариант. 

Таня Лунева аватар

Согласна, у нас тоже дорого, один коннектор стоит 55 руб, а в интернете от 20.....

Денис Никитин аватар

Таня пишет:
"Согласна, у нас тоже дорого, один коннектор стоит 55 руб, а в интернете от 20..."

Коннекторы для светодиодных лент в розницу стоят неразумно дорого. 

Но профессионалы покупают их мешками и дешево, поскольку это расходный материал, наподобие прозрачного "Джека" для обжимки конца телефонного кабеля.

Можете организовать на нашем сайте совместную покупку коннекторов. Можете за это взяться Вы или кто-то другой, заинтересованный в недорогой покупке коннекторов для светодиодных лент.

Денис Никитин аватар

Таня пишет:
"этот, на мой взгляд, неудобен будет"

Этот, который неудобен, с четырьмя клеммами, рассчитан на RGB цветные ленты:

Неудобный

Возможно, крайние его контакты совпадут с коннектором моно-лентой с на 2 контакта. Возможно, и нет.

Но в любом случае у 4-х контактного RGB коннектора цена будет подороже, чем у нужного нам 2-х контактного. В 4-х контактном RGB-коннекторе и контактов побольше и RGB-ленты относятся к дизайнерским изыскам, так что продавцы просят за RGB-коннекторы подороже.

Или это у Вас 2-х контактный коннектор, расположенный поперек?

Таня Лунева аватар

Да, Денис, это 2-х контактный коннектор, расположенный поперек.

Нина Антонова аватар

Светлана, поздравляю! Отличный стеллаж получился! Очень светлый и какой-то воздушный получился домик для ваших фиалочек. Браво вашему мужу за виртуозное исполнение !

Светлана_Ханты аватар

Нина Михайловна, спасибо за Ваш отзыв! А мужу обязательно передам Вашу оценку!Смущение

Татьяна Лысикова аватар

Светочка, поздравляю Вас с таким замечательным стеллажом! Особая благодарность Вашему мужу! Получилось очень здорово! Сегодня как раз целый день практически (поскольку ни я, ни муж моей дочери с паяльником не дружим) монтировали светодиодную ленту на стеллаж для стандартов с помощью коннекторов. Но я слишком намудрила с лентой и коннекторы купила не подходящие... Но главное результат! У меня теперь тоже фиалочки, думаю, будут получать хорошее освещение. Спасибо, что делитесь с нами своим опытом.

Светлана_Ханты аватар

Татьяна, мне как начинающей  была очень важна любая информация о выращивании фиалок. Я искала информацию на разных сайтах, но все же больший вклад в мое обучение и развитие моей коллекции внес именно сайт Fialki.ru. Мне очень нравится, что каждый здесь может поделиться своим опытом, как удачным, так и не очень, тем самым предостеречь других от ошибок. Поэтому, я рада, что наш с мужем опыт может кому пригодиться, и в то же время со стороны виднее, может какие будут замечания.  А результатом, конечно, будут красавицы-фиалки, они-то уж точно скажут, нравится им такое освещение или нет!Солнышко

Светлана Сазыкина аватар

Светлана, стеллаж - просто мечта фиалковода! Замечательно: светло, просторно и очень аккуратно! У Вашего мужа золотые руки! Тема диодного освещения для меня сейчас очень актуальна, т.к. тоже собираюсь постепенно лампы заменить на диоды. Использование коннекторов очень заинтересовало. Скажите, а в местах соединения коннекторы не греются?  Спасибо, что делитесь опытом использования диодного освещения.СолнышкоУлыбка

Светлана_Ханты аватар

Светлана, я специально сейчас проверила - нет, нигде не нагревается, ни сама лента, ни соединения! Цветочек.

Вера Черных аватар

Поздравляю с прекрасным приобретением!Улыбка У меня фиалки тоже сильно изменились после установки светодиодов. ЦветочекНо коннекторы заметно грелись и со временем стала падать мощность освещения - чем дальше от розетки, тем больше.Сразу скажу, что коннекторы были другие, специальные - куда сразу вставлялась светодиодная лента.  Потом мы их выбросили и все пропаяли -  все засветилось нормально. Спасибо Вашему мужу - монтаж выглядит очень профессионально, надо учесть.Улыбка

Елена Белых аватар

Отличный стеллаж - современно смотрится! Рада, что наши материалы Вам помогли. 

Хочу отметить, что при использовании диодов листва у фиалок зеленее) И даже на Ваших фото от 01.11 и от 10.11 это уже заметно)

Алена Бурякова аватар

Светлана, красиво смотрится стеллаж, у меня один из стеллажей такой же, но дорого он обходится, мне архивный белый стеллаж металлический куда больше понравился, дешевле в 5 раз получается, и по удобству не придерёшься ни к чему. Сейчас жалею что заморачивалась с этими подоконниками. А светодиоды тоже на любителя, мне например, после пол года использования, светодиоды не слишком нравятся, приимущества вижу два не греют, земля не так пересыхает и экономия электроэнергии, но розетки под ними не такие ровные, как под двумя люмками  получаются, цветут тоже не так, хотите закидайте меня камнями, может я придираюсь к светодиодам, но по моим ощущениям всё же не тот у них спектр свечения, чем у ламп, вот в комбинации с лампой+ лента светодиодов-так результат лучше.

Елена Белых аватар

Спектр свечения - это основополагающий фактор, особенно для тех растений, которые не видят солнца вообще. Поэтому, мы делали платный лабораторный анализ наших диодов. Спасибо, опять же, мужу, у которого остались знакомые на кафедре ВУЗа, который он окончил.

Денис Никитин аватар

Алена Бурякова пишет:
"но по моим ощущениям всё же не тот у них спектр свечения, чем у ламп, вот в комбинации с лампой+ лента светодиодов-так результат лучше"

Периодически на сайте обсуждается, лампы/светодиоды какого света более пригодны для фиалок: холодного/теплого/розового/...

Ощущения человека относительно качества спектра источника освещения нельзя использовать для оценки пригодности света для фиалок. У фиалок нет человеческих глаз!

Хотя мне, конечно, возразят, что солист группы "Цветы" готова переспорить кого угодно, что глаза у цветов все-таки есть:

Да, наверное есть, с "Цветами" не поспоришь. Есть глаза у цветов! Их роль выполняют листья. Именно листья у фиалок глядят на нас и заодно работают со светом:

  • тянутся к свету, если его не хватает
  • опускаются вниз и прячутся, если света слишком много
  • отбрасывают ненужные зеленые лучи (за счет отбрасываемых зеленых лучей листья выглядят зелеными)
  • и кушают полезные для фотосинтеза красные и синие лучи.

Сравнение зрений человека и фиалки

У человека в глазах есть цветочувствительные колбочки, с помощью которого он различает разные цвета. И есть палочки для ночного черно-белого зрения.

Цветное зрение для человека баловство. Прожить-то можно вовсе без цветового зрения, обычным дальтоником, не различающим цвета радуги.

А вот в листовом зрении фиалок нет ни цветных колбочек, ни даже черно-белых палочек. Поэтому:

  • фиалка спектр не различает - нечем различать
  • нет нужды тратить усилия на подбор для фиалки какого-то особенного спектра. Как нет смысла обеспечивать хорошую цветопередачу на парадных портретах заказчиков, если они не различают цвета:

Портреты

Листья фиалок сами отбирают нужный цвет и оценивают лишь количество света, но никак не его спектр. Нужно обеспечить фиалкам достаточное количество света, при этом не сильно тратясь на его соответствие цветовых предпочтениям человека.

Для светодиодов это выглядит так.

Родной спектр светодиодов - холодный, "голубоватый белый". Светодиодные ленты других цветов:

  • теплого
  • зеленого
  • красного
  • синего
  • розового (привет люминесцентным лампам OSRAM FLUORA!)
  • ...

производители получают банальной покраской стандартных "голубовато-белых" светодиодов в ленте в нужный цвет. За счет этого получают светодиодную ленту любого нужного цвета, который покупатели оценят своими глазами.

А вот смогут ли фиалки различить крашенную "в полезный для фиалок цвет" ленту от такой же "голубовато-белой", но не крашенной? Не смогут. Для них это совершенно одинаковый по качеству свет. Все различие лишь в том, что от любой покраски:

  • яркость ленты падает (фотографический фильтр перехода от холодного света к теплому уменьшает поток света в 4 раза)
  • все задерживаемые краской лучи начнут выделяться на светодиоде в виде тепла (если не верите - покрасьте светодиодную ленту в черный цвет. Тогда все 100% испускаемого света благополучно превратится в тепло).

Накладные расходы при подгонке специального спектра для фиалок

Для создания "теплого" освещения достаточного уровня придется поставить в несколько раз больше светодиодных лент обычного "голубовато-белого" света и смириться с тем, что теплые ленты в условиях постоянного нагрева от краски даже близко 50 тысяч часов не прослужат.

Не верите, что фильтры уменьшают количество света? Посмотрите на цветные светодиоды. При одинаковой мощности чем больше краски на светодиоде, тем они тусклее, чем обычные светодиоды"голубовато-белого" света:

Разные светодиодные ленты

Особая усвояемость фильтрованного света

Так может быть, в фильтрованном под фиалки спектре (каким бы его не придумали марекетологи фитоламп) фиалки усваивают свет намного проще?

Ах если бы. Фиалки со светом непригодного для еды цвета поступают намного проще - они отбрасывают его в окружающее пространство.

Можно освещать фиалки голубым белым, можно теплым белым, можно хоть серо-буро-малиновым в крапинку - во всех случаях листья возьмут из падающего света тот спектр, который можно использовать для фотосинтеза и отбросят в окружающий мир тот, который бесполезен для их питания во избежание перегрева листьев.

Ситуация

Ситуация напоминает ту, когда сердобольные хозяева покупают на рынке превосходную вырезку для своего пса. И потом варят ее с полной уверенностью, что это полезно.

Заковыка лишь в том, что собаки (как и волки), тысячелетиями питались сырым мясом. У них весь пищеварительный аппарат рассчитан не на варенное, а именно на сырое мясо. Посмотрите хотя бы на собачьи клыки, они созданы для работы с сырым мясом:

Собачьи зубы

А человек с плоскими зубами варит мясо для собаки, думая, что зубы у питомца устроены примерно аналогично человеческим и сырое мясо не разорвут:

Собака с человеческими зубами

Рекомендации

1. При выборе светодиодных лент желательно выбирать ленты с "холодным" белым (или голубовато-белым) оттенком. В них нет светофильтров, световая отдача на приложенный ватт максимальна.

А листья фиалок прямо укажут вам на нужное количество лент:

  • если листья потянутся вверх, то нужно разместить светодиодные ленты пополотнее
  • если будут прятать листья под розетку, то уменьшите количество лент (или разместите их не так плотно, или покрасьте часть светодиодов в розовый цвет).

Это будет самый экономичный вариант с точки зрения разовых затрат и постоянных трат на энергию.

2. Если делаете освещение стеллажа-витрины, которым будут любоваться покупатели, то здесь можете использовать светодиодные ленты любого света, на который укажет ваш дизайнер. В этом случае не имеет значения, что расход светодиодных лент и энергии на питание будет повышенным. То, что предназначено для человеческих глаз, должно и освещаться по человечески ("голубовато-белый" воспринимается как офисный свет).

3. Если стеллаж стоит в комнате, где постоянно находится члены семьи и держат его в поле зрения, то ставьте ленты теплого света. Они подсознательно ассоциируются со цветом костра, свеч, ламп накаливания и создают атмосферу домашнего уюта. А повышенные накладные расходы на организацию теплого света - ну что ж, психологическое здоровье семьи важнее.

Алена Бурякова аватар

Денис, имелось ввиду не по моим ощущениям, приятен мне для глаз такой свет (холодный белый) или нет, свет замечательный, очень комфортный, обволакивающий, все работы проходят по вечерам на лоджии освещённой этим светом, я говорю о том, что на нижних трёх полках стоят у меня по две люминисцентные лампы тёплая + холодная, а все остальные полки с диодами (холодный белый ), где по две ленты, где по одной, в зависимости от ширины полки и попадания на неё частично света от люминисцентных ламп, то есть получается смесь светодиодов и люмок, вот на этих полках вид розеток лучше всего получается. Это мои наблюдения, в конкретно моих условиях, Я дополнительное освещение использую 1,5 час утром пока темно и часов 5 вечером, остальное время свет от окна лоджии. Возможно в другом варианте, когда диоды горят целый день в глубине комнаты всё по другому, но мне на тех моих полках, где стоят  диоды развитие деток и розеток ( скорость, ровность, насыщеность зелени) нравится куда меньше чем там где обычные светильники в две дампы для досветки. Для укоренения листьев, кстати всё равно и там и там всё устраивает, детки лезут нормально, а как вылезут, я их под люмки переставляю-растут быстрее, сочнее, жирнее и крепче.

Светлана_Ханты аватар

Алена, мне пока сравнивать не приходится, т.к. я первый год занимаюсь так плотненько выращиванием фиалок. Просто кто-то начал с ламп, а мы выбрали вариант с диодами. Тем более есть позитивные отзывы.  Улыбка

Денис Никитин аватар

Алена пишет:
"все остальные полки с диодами (холодный белый ), где по две ленты, где по одной, в зависимости от ширины полки и попадания на неё частично света от люминисцентных ламп, то есть получается смесь светодиодов и люмок, вот на этих полках вид розеток лучше всего получается."

В своем предыдущем комментарии я не до конца довел свои мысли, прошу прощения.

Безусловно, спектр влияет на фиалки:

  • если осветить фиалки рентгеновским освещением, то она умрет
  • под некоторыми цветами спектра фиалка охотно набирается листовую массу
  • под другими - бурно цветет восхитительной шапочкой
  • и т.д.

И цветные лампы, такие как OSRAM FLUORA, имеют право на использование в цветочных коллекциях.

Завершающие мысли

1. Цветные лампы OSRAM FLUORA разработчики получили за счет наполнения лампы другим газом по сравнению обычных ламп накаливания. В результате:

  • оболочка люминесцентной лампы OSRAM FLUORA стала светится нужным цветом. Без всякого малевания розовой краской на обычной люминесцентной лампе белого света
  • мощность излучения OSRAM FLUORA осталось такой же, как и у белых люминесцентных ламп, но спектр сместился в сторону розового.

2. Переходя на светодиоды фиалочницы:

  • находят какие-то оптимальные сочетания голубовато-белых светодиодных лент и люминисцентных ламп накаливания
  • или используют теплые светодиодные ленты (теплый-желто белый цвет)
  • или еще каким-то образом смещают спектр стандартной светодиодной ленты голубовато-белого цвета

так что по их мнению под таким освещением фиалки растут лучше, чем при освещении стандартной бело-голубой светодиодной ленты или под люминесцентными лампами.

3. Главная заключительная мысль.

Если верите, что нашли оптимальный свет и он оказался отличным от стандартного бело-голубого света от светодиодов, то нет смысла тиражировать ваш опыт, рекомендуя всем то же самое сочетания источников освещения.

Вы можете получить тот же самый идеальный спектр из стандартной светодиодной ленты голубовато-белого света за счет покраски полупрозрачным лаком каждого третьего (каждого второго или даже просто каждого) светодиода в светодиодной ленте. Если для изготовления лампы OSRAM FLUORA нужно собственное производство, то цветные светодиодные ленты (теплого цвета, красно-зеленого-синего, флуоровского и т.д.) производители делают на том же самом оборудовании. Только в конце станка изготовления ленты стоит баночка с лаком, из которого на каждый светодиод падает капелька лака нужного цвета. Т.е. какого бы цвета не была куплена светодиодная лента, то:

  • или она непокрашена и светит голубовато-белым "офисным" цветом
  • или светодиоды голубовато-белого цвета в ней покрасили в нужный цвет.

Всех, кто более менее регулярно красят свои ногти, могу заверить, что самостоятельная покраска светодиодов делается еще проще, поскольку ошибка в покраске практически не заметна со стороны. Покрасить светодиоды в нужный цвет может даже 5-ти летний ребенок (если, конечно, весь день будет хорошо себя вести и слушать маму):

 

Рекомендация

Не ждите, пока производители светодиодных лент начнут красить их в "фито"-цвета и продавать в 2 раза дороже. Вы можете сделать ту же самую покраску бесплатно, не дожидаясь пока развернутся производители . Если верите, что какой-то спектр особенно полезен для фиалок, то покрасьте стандартную голубовато-белую ленту лаком подходящего цвета, чтобы сместить ее спектр в сторону нужного. Красить можно подряд все светодиоды, а можно выборочно, можно и в разные цвета, чтобы добиться нужного спектра.

Ссылки

Ссылки на комментарии об окраске светодиодов цапон-лаком:

Для верующих

В идеале рекомендации лучшего спектрального освещения для фиалок должны звучать как схема покраски светодиодов в светодиодной ленте. 

Я, например, верующим в особую благость не голубовато-белого освещения, рекомендую такую схему покраски стандартной голубовато-белой ленты:

  1. Первый светодиод оставить белым
  2. следующий покрасить в синий [они более короткие по волне, содержат больше энергии и их фиалки усваивают намного лучше. Синий цвет действует успокаивающе на фиалку, что ей не придется беспокоится от нехватки света. Синий положительно влияет на здоровье фиалки, помогая решить такие проблемы, как уплотнения на листьях и черенках, загущение центра. С синим цветом фиалки особенно охотно наращивают листовую массу.]
  3. снова оставить  белым
  4. четвертый покрасить в красный [Красный – это цвет, влияющий на фиалку возбуждающе. Это цвет размножения; цвет огня, цвет жизни, цвет любви и страсти, он несет в себе сильную энергию, энтузиазм, ободряя фиалку и заставляя ее активно цвести. Энергия красного цвета заставляет цвести даже никогда не цветущую фиалку. Энергетика красного цвета стимулирует рост высоких и устойчивых цветоносов, делает цветы крупными, увеличивает шансы на опыление, ускоряет созревание семенной коробочки, делает семена более крупными и живучими. А в случае разноцветности бутона, отличные друг от друга цвета под красным цветом будут особенно контрастировать друг с другом. Этот цвет особенно хорош для фиалок вялых, нецветущих, – им для здоровья и самочувствия будет полезно получить немного красного освещения. Но если красного цвета слишком много, его влияние на фиалку становится негативным, вызывая у нее гипер цветение с быстрым истощением, что даже может привести к болезням, и в таком случае количество красного цвета нужно уменьшить.]
  5. оставить белым
  6. покрасить  в синий.

Дальше схема покраски повторяется, пока не кончится лента. (Пояснения в квадратных скобочках можете переставить местами как считаете правильным или вовсе написать свои).

Если фиалки под лентами с такой покраской вдруг будут прятать листья под горшок, то расставьте ленты пошире. А если потянут лапки вверх, добавьте на полку дополнительную ленту с такой покраской.

А фомы неверующие могут ставить стандартные голубовато-белые ленты. Нужно лишь подобрать по реакции фиалок, насколько рядом нужно протягивать светодиодные полоски, чтобы розетки формировалась правильно. Результаты будут такими же хорошими.

Алена пишет:
"Возможно в другом варианте, когда диоды горят целый день в глубине комнаты всё по другому, но мне на тех моих полках, где стоят  диоды развитие деток и розеток ( скорость, ровность, насыщенность зелени) нравится куда меньше чем там где обычные светильники в две дампы для досветки."

Вполне может быть и такое, что на светодиодной полке просто не самое оптимальное количество света. А на полке со смешанным освещением этого света оказалось достаточным.

К примеру, Маргарита Андрусова поставила светодиоды одной из первых. Но купила слабые светодиоды, да еще влагозащитные с рассеивающей пластиковой оплеткой. Естественно, что под таким слабым светодиодным освещением фиалки будут расти хуже, чем если к тем же светодиодам добавить люминесцентные лампы. Что она и сделала:

Смешанное освещение

Но если увеличить количество света от светодиодных лент, то пропадет нужда в люминесцентной лампе как в дополнительном источнике света (точнее, как в фактически основном источнике света) и фиалкам будет очень прекрасно под чистым светодиодными светом. Как это им прекрасно жить под светодиодами у Елены Белых:

Чистое светодиодное освещение

Часто, когда пытаются подобрать оптимальный спектр освещения, суть проблемы оказывается не в том, что спектр был не тот, а то что общий уровень освещения был или слишком высоким или слишком низким.

Алена Бурякова аватар

Любая лампа Osram вовсе не обязательно Fluora гораздо качественнее и куда более подходящая для фиалок, чем обычные дешёвые люм. лампы ЛБ и ЛД. Окрас сразу под Osram у растений сочнее становится, но дорого. И я, Денис вовсе не призываю тиражировать мой опыт комбинированного освещения, просто делюсь своими практическими, а не теоретическими наблюдениями, как и все здесь это делают.

Денис Никитин аватар

Алена пишет:
"Окрас сразу под Osram у растений сочнее становится, но дорого."

Светодиодная лента OSRAM FLUORA стоит ровно столько же, сколько и обычная светодиодная лента. Достаточно в ней покрасить красным цапон-лаком, например, каждый третий светодиод. Тогда получится освещение, спектр которого совпадает с освещением полки двумя белыми люминесцентными лампами по краям и лампой OSRAM FLUORA между ними. 

Баночка цапон-лака объемом 30 мл стоит около 30 рублей:

Лак для превращения светодиодных лент в Osram Fluora

Хватит ее для покраски не одной ленты, излучающая площадь светодиодов намного меньше, чем у люминесцентных ламп.

Для пробы можете покрасить несколько светодиодов обычным лаком для ногтей - в старые времена лак для ногтей это и тот же цапонлак по составу, но более густой и более интенсивных тонов

Собственная фабрика по производству OSRAM FLUORA

Баночка цапон-лака и кисточка дают возможность фиалочнице выпускать свои собственные светодиодные ленты со спектром OSRAM FLUORA. Да и вообще с любым нужным спектром, который она считает полезным для фиалочек.

Правда, нужно немного времени, чтобы осветодиоденные фиалочницы поняли, что:

  1. любой цвет и оттенок у светодиодных лент производители достигают банальной покраской цветным лаком светодиодов в стандартной светодиодной ленте голубовато-белого света 
  2. эту покраску можно делать в домашних условиях под свой нужный спектр с помощью цапон-лака
  3. если есть вера, что цветное освещение (OSRAM FLUORA или подобное) особенно приятно фиалкам, то можно своими руками покрасить часть светодиодов в ленте или их все
  4. если вдруг результат оцветнения ленты не понравится, то используйте ацетон в качестве смывки для лака и верните ленту к исходному виду.

Освещение со спектром OSRAM FLUORA дорого лишь в люминесцентном исполнении. А светодиодная лента OSRAM FLUORA изготавливается практически бесплатно из обычных светодиодных лент.

На рынке есть даже готовые трехцветные (RGB) ленты и пультом управления, с помощью которого можно смешивать их в разных пропорциях и получать любой свет. Но трехцветные ленты стоят подороже, светят тусклее обычных и использовать их есть смысл только в ситуациях, когда нужно динамически менять освещение (на дискотеках, в рекламных конструкциях и т.д.).

Фиалкам динамическое цветное освещение не нужно. Бюджетным вариантом для нас будет покраска цветным лаком части светодиодов в стандартной светодиодной ленте голубовато-белого света.

Алена Бурякова аватар

Денис, как на разных языках говорим, я и писала про люминисцентную лампу Osram (не обязательно Fluora), качественно, эффективно, но дорого, диодная лента Osram Fluora не при чём, я  её не пробовала, какой от неё результат не знаю.

Денис Никитин аватар

Алена Бурякова пишет:
"Денис, как на разных языках говорим"

Определенно. Я никогда не смогу писать как Вы. А Вы не сможете писать как я.

Но это нормально. Люди могут быть разными. Особенно разного пола. Улыбка

Алена Бурякова пишет:
"люминисцентная лампа Osram (не обязательно Fluora), качественно, эффективно, но дорого. Диодная лента Osram Fluora не при чём, я  её не пробовала, какой от неё результат не знаю."

Э-э-э, как бы это сказать поточнее.

Светодиодной ленты "Osram Fluora" нет в природе. Это шутливое название обычной светодиодной ленты, у которой любая фиалочница может самостоятельно покрасить светодиодики в цвет фирменной Osram Fluora:

Фирменный цвет

А если никто так и не соберется покрасить, то фирма Osram когда-нибудь сама выпустит на рынок освещение Fluora в форм-факторе (габаритах) светодиодных лент. Будут это обычные светодиодные ленты, которые вместо окраски в "теплый белый" (или в красный, или в зеленый, или в синий) будут покрашены в фирменный цвет Fluora. Правда, будут они раза в 2-3 дороже обычных лент. Улыбка

Вместо «светодиодной ленты "Osram Fluora"» можно еще говорить:

  • фитосветодиодная лента
  • светодиодная фито-лента
  • фитолента
  • светодиодная Fluora-лента
  • Fluora-лента
  • покрашенная в Fluora-цвет светодиодная лента
  • ...

Цель моих опусов - побудить кого-нибудь из читающих

1. Покрасить светодиодную ленту в фирменный Osram Fluora цвет:

Фирменный цвет

для получения фирменного Fluora-спектра:

Спектр

2. И написать о результатах.

Алена Бурякова аватар

Спасибо за разъяснение, теперь всё понятно.

Miata Irina аватар

Ой, а когда я покупаю светодиодную лампу у которой можно выбрать один из 768 цветов (16 цветов более распространенный вариант), тогда рядом стоит работник этой фирмы и каждый раз перекрашивает мою лампу.... 

А самое главное, Денис рассказывает с такой уверенностью о том, что цветные светодиоды - это всего лишь обычные перекрашенные, что невольно веришь в это.

Денис Никитин аватар

Miata Irina пишет:
"Денис рассказывает с такой уверенностью о том, что цветные светодиоды - это всего лишь обычные перекрашенные, что невольно веришь в это."

Верить на слово не обязательно. Особенно когда можно легко проверить способ, с помощью которого производители делают цветные светодиоды.

К примеру, вот 3 цветных светодиода:

Цветные светодиоды

Присмотритесь, это совершенно одинаковые светодиоды, которые отличаются лишь формой колпачка. 

А почем же они светят разным цветом? Может быть, производители используют разные типы светодиодов, выдающих разный цвет? Но почему тогда низ, куда не доходит свет от якобы цветных светодиодов, тем не менее тоже цветной? Да потому что весь колпачок у светодиода, от верха до самого низа сам по себе окрашен в нужный цвет.

Это прекрасно видно, если, к примеру, поглядим на зеленые светодиоды на обычном дневном свете. К проводам не подведено электричество и мы видим истинный цвет колпачков зеленых светодиодов:

Окрашенные зеленым колпачки светодиодов

Колпачки полностью зеленого света. И каким бы цветом не светил изнутри светодиод, внаружу уйдет лишь нужный зеленый цвет.

Так каким цветом светит светодиод внутри зеленого колпачка? Каким угодно, но только не зеленым. Если бы светодиод умел сам по себе светить зеленым цветом, то производитель не стал бы:

  • тратится на покраску зеленым прозрачного пластика
  • снижать яркость зеленого светодиода в 2 раза за счет применения зеленого светофильтра (любой, любой светофильтр сильно снижает освещенность).

Зеленый колпачок-светофильтр от светодиода любого цвета пропустит зеленое освещение. А так как рынок требует от производителя цветных светодиодов с множеством разных цветов:

Цветные светодиоды

то становится понятно, что для выпуска очередного "цветного" светодиода производитель берет самый дешевый светодиод со стандартным для светодиодов холодновато-белым цветом и надевает на него цветной колпачок подходящего цвета. Так на цвет появляются "цветные" светодиоды. Они также далеки от настоящих цветных светодиодов, как покрашенные гуталином белые артисты в минстрель-шоу далеки от настоящих негров:

Задачка на пройденный материал

Если в "цветных" светодиодных лентах используются светодиоды, освещающие разным цветом, то почему неосвещенное пространство между светодидами имеет абсолютно тот же цвет, что и спереди светодиода? 

Цветные светодиодные ленты

Отгадка. Светодиоды в разных лентах совершенно одинаковые. Но производитель закатал ленты в полупрозрачные трубки разных цветов. Чем и добился разного цветного освещения от стандартных светодиодов холодного света:

  • светодиоды в светодиодной ленте не умеют светить вбок и тем более назад. Освещенные круги вокруг светодиодов выдают, что перед и по бокам светодиодов есть полупрозрачная трубка, которая возвращает часть света от светодиода назад на ленту. Далеко по трубке свет пройти не может, тем не менее создать "нимб" вокруг светодиода трубке удается 
  • а окрашенные неосвещаемые цветные участки между светодиодами выдают цвет полупрозрачной трубки. Он полностью совпадает со цветом перед светодиодом.

Совет

В цветных светодиодных лентах используются обычные светодиоды белого-холодного света, освещение от которых за счет светофильтров принимает нужный цвет.

Рукастый народ давно сообразил, что вместо покупки дорогостоящей лампы Osram Fluora можно обмотать обычную люминесцентную лампу цветными пленками (обложками от файлов) синего и красного цветов и освещение будет точно таким же, как от фирменной лампы:

Ручная корректировка цвета

Так что если кто-то верит в пользу от цветного освещения фиалок, то возьмите цапон-лаки и покрасьте часть светодиодов в синие и красные цвета. И получите фирменный спектр Osram Fluora с преобладанием синего и красного и недостатком зеленого.

У артистов эта техника изменения природного цвета кожи называется "блэкфейс":

Блэкфейс

Miata Irina пишет:
"Ой, а когда я покупаю светодиодную лампу у которой можно выбрать один из 768 цветов (16 цветов более распространенный вариант), тогда рядом стоит работник этой фирмы и каждый раз перекрашивает мою лампу.... "

Теперь Вы теоретически подкованы и можете узнать правду.

Любой цвет складывается из трех цветов - красного, зеленого и синего. Производитель цветной лампы с выбором из 768 цветов банально берет 3 светодиода, надевает на них колпачки 3-х основных цветов. И в зависимости от нужного цвета, подает на те или иные цветные светодиоды больше энергии или меньше:

Цветные светодиоды

Так получается освещение любым из 768 цветов.

Но расплатой будет низкая отдача такой лампы. Для теста можно попробовать заказать у лампы белый цвет, три цветных светодиода будут светить в полную силу. Смесь трех цветов создаст обычный белый свет. Но так как перед каждый "цветным" светодиодом есть цветной фильтр, уменьшающий поток в 4 раза, то яркость синтезированного белого цвета будет в 4 раза меньше, чем если бы перед этими светодиодами были обычные прозрачные колпачки.

Если нужно постоянно плавно менять цвет (на дискотеке), то не очень большая светоотдача не имеет значения по сравнению с эффектом изменения цвета. Однако фиалки цветомузыку не оценят, нет у них цветного зрения. Да и вообще никакого зрения нет. Поэтому для создания нужного спектра выгоднее включить светодиодную ленту на полную мощность, а нужный спектр получить подкрашиванием части светодиодов полупрозрачным цапон-лаком.

Хотя, на мой взгляд, фиалки сами могут прекрасно фильтровать и забирать красный и синий цвет из белого, а зеленый с возмущением возвращать обратно. Что несомненно доказывает зеленый цвет листьев Ваших фиалочек:

Ненужный зеленый цвет отбрасывается листьями

Miata Irina аватар

Ой, присудили премию за создание цветного (синего) светодиода. Ведь так сложно взять и покрасить... :)


http://ria.ru/science/20141007/102725465...

http://www.screens.ru/ru/2004/8.html

Денис, только не в обиду все это. Но действительно существуют "цветные" светодиоды, цвета которых никак не связаны с покраской. 

Хочу заметить так же что  утверждение:

Если бы светодиод умел сам по себе светить зеленым цветом, то производитель не стал бы:

  • тратится на покраску зеленым прозрачного пластика

не правильно. Покрасить намного дешевле, чем светодиод с зеленым свечением.

Денис Никитин аватар

Miata Irina, Вы пишете:
"Денис, только не в обиду все это. Но действительно существуют "цветные" светодиоды, цвета которых никак не связаны с покраской"

Ирина, истина разве может обижать? Вы правы. Действительно существуют по настоящему цветные светодиоды, цвета которых идут не от покраски колпачка у белого светодиода, а от специально подобранного материала полупроводника:

  Цвет длина волны (нм) Напряжение (В) Материал полупроводника
  Инфракрасный λ > 760 ΔU < 1.9 Арсенид галлия (GaAs)
Алюминия галлия арсенид (AlGaAs)
  Красный 610 < λ < 760 1.63 < ΔU < 2.03 Алюминия-галлия арсенид (AlGaAs)
Галлия арсенид-фосфид (GaAsP)
Алюминия-галлия-индия фосфид (AlGaInP)
Галлия(III) фосфид (GaP)
  Оранжевый 590 < λ < 610 2.03 < ΔU < 2.10 Галлия фосфид-арсенид (GaAsP)
Алюминия-галлия-индия фосфид (AlGaInP)
Галлия(III) фосфид (GaP)
  Жёлтый 570 < λ < 590 2.10 < ΔU < 2.18 Галлия арсенид-фосфид (GaAsP)
Алюминия-галлия-индия фосфид (AlGaInP)
Галлия(III) фосфид (GaP)
  Зелёный 500 < λ < 570 1.9[3] < ΔU < 4.0 Индия-галлия нитрид (InGaN) / Галлия(III) нитрид (GaN)
Галлия(III) фосфид (GaP)
Алюминия-галлия-индия фосфид (AlGaInP)
Алюминия-галлия фосфид (AlGaP)
  Голубой 450 < λ < 500 2.48 < ΔU < 3.7 Селенид цинка (ZnSe)
Индия-галлия нитрид (InGaN)
Карбид кремния (SiC) в качестве субстрата
Кремний (Si) в качестве субстрата — (в разработке)
  Фиолетовый 400 < λ < 450 2.76 < ΔU < 4.0 Индия-галлия нитрид (InGaN)
  Пурпурный Смесь нескольких спектров 2.48 < ΔU < 3.7 Двойной: синий/красный диод,
синий с красным люминофором,
или белый с пурпурным пластиком
  Ультрафиолетовый λ < 400 3.1 < ΔU < 4.4 Алмаз (235 нм)[4]

Нитрид бора (215 нм)[5][6]
Нитрид алюминия (AlN) (210 нм)[7]
Нитрид алюминия-галлия (AlGaN)
Нитрид алюминия-галлия-индия (AlGaInN) — (менее 210 нм)[8]

  Белый Широкий спектр ΔU ≈ 3.5 Голубой/ультрафиолетовый диод с люминофором;
 

Но они большей частью существуют лишь как единичные экземпляры. Ученые отрабатывают гранты и перебирают на предмет использования в светодиодах всевозможные полупроводники - вдруг какие-то интересные варианты на будущее обнаружатся. А на практике пока производители гонят валом светодиоды со стандартным белым с голубоватым цветом. При необходимости закрашивая их в любой нужный цвет.

Приведу несколько примеров.

В советское время, говорят, сыр был белым. Но как только рухнул железный занавес, в страну хлынул поток импортного сыра, который был желтого цвета. Народ тут же переключился на покупку желтого сыра, поскольку считалось, что в нем больше процент жира:

Сыр

Думаете, наши производители сыров стали выращивать желтые коровы, дающие желтое молоко?

Желтая корова

Как бы не так. Тут же пошли тем же путем, что и импортные производители сыра - стали добавлять в сыр желтые добавки.

А семга? В природе семга ест креветки и рачки, благодаря чему ее мясо приобретает сочный красный оттенок, являющийся визитной карточкой семги. Считается, что чем насыщеннее цвет, тем лучше семга. Но кто же будет семгу в неволе кормить креветками и рачками, которые с удовольствием уплетает и человек?! Кормят норвежцы своих "невольничьих" семг комбикормом, а для нужного цвета добавляют им в еду специального красителя: 

Семга

Причем по заказу покупателя производители могут придать окрасу фермерской семги любой нужный цвет, подкармливая ее до продажи пигментом нужного цвета.

Общий принцип

Если производителю любого товара нужно поменять цвет, он в первую очередь подумает о том как можно покрасить в нужный цвет товар, производимый по наработанной технологии. И только если покраска по каким-то причинам невозможна, только тогда производитель будет подбирать исходный материал нужного цвета для производства товара. Многие женщины прекрасно знают это, предпочитая быстро приводить свою внешность в порядок с помощью окраски волос и прочей косметикой, чем многолетними занятиями в фитнесе, правильным питанием и т.д.

Уж просто закон такой. Если для глаз "что-то" мило какого-то цвета, то первым делом думаем, как бы это "что-то" покрасить. 

Miata Irina, Вы пишете:
Хочу заметить так же что неправильно утверждение:
"Если бы светодиод умел сам по себе светить зеленым цветом, то производитель не стал бы тратиться на покраску зеленым прозрачного пластика"

Отчего неправильно, правильно. Только в этом утверждении:

  • подразумеваются бюджетные светодиоды, продающихся в самом разном ассортименте
  • и игнорируются единичные разработки цветных светодиодов с природным (непокрашенным) цветом, которых в продаже днем с огнем не сыщешь из-за их дороговизны и невостребованности. (Видели ли Вы в продаже светодиоды на алмазах-полпроводниках?)

На сегодня рынку не выгодны светодиоды с природным синим, зеленым, красным, желтым и т.д. цветами. Делаются они из разных материалов, у них разные напряжения и характеристики, разные светоотдачи. Попробуйте-ка поддерживать линейку "природных" светодиодов хотя бы из 7 разных цветов:

  • которые производятся по разным технологиям
  • у которых разное питание
  • требующих разные условия охлаждения
  • часто упаковываемые в разные оболочки
  • продающиеся по разным ценам
  • ...

Это будет стоить очень дорого для покупателей, да и встраивать такие светодиоды в технику будет очень трудозатратно.

Светоотдача от светодиодов до сих пор в несколько раз дороже чем от тех же люминесцентных ламп. Производителю проще наладить массовый выпуск светодиодов белого спектра, а при необходимости красить их в нужный цвет. Это бюджетно и конкурентоспособно и крайне удобно в монтаже.

А когда светодиоды подешевеют настолько, что станут выгоднее люминесцентных ламп, вот тогда на рынок в небольшом количестве выйдут по настоящему цветные светодиоды а ля "OSRAM", которые рынок будет готов немножко покупать по цене люминесцентных ламп.

Так что если кому-то нужно изобразить для своей коллекции отдельный красный или синий цвет, смело покрасьте цапон-лаком в нужный цвет часть светодиодов в светодиодной полоске. На ближайшие годы это будет весьма технологично и при этом практически бесплатно.

Светлана_Ханты аватар

Денис, по поводу ламп OSRAM FLUORA. Детки под розовым светом очень хорошо набирали листовую массу, но почему-то некоторые листовые пластины были красноватого цвета. 

Денис72 аватар

Флора - лампа жёсткая. Для деток лучше даже Натуру брать. Она мягче. А красный цвет - это растение в тканях своих накапливает флавоноиды. В википедии можно посмотреть. Вот оттуда пара строчек:

Естественные функции флавоноидов мало изучены. Предполагалось, что благодаря способности поглощать ультрафиолетовое излучение (330—350 нм) и часть видимого света (520—560 нм) они защищают растительные ткани от избыточной радиации.